Каждый, кто когда-нибудь бывал на Смоленской набережной, видел остатки старого моста, расположенные чуть выше по течению текущего моста. Когда-то на этом месте через Днепр пролегал деревянный мост. Вначале для телег и пешеходов, потом по нему пустили трамвай.
Точной информации о том, когда в Смоленске появился первый мост через Днепр в летописях не сохранилось. Однако точно известно, что он располагался у Днепровских ворот, там, где сейчас видны остатки старого каменного моста у бывшей Одигитриевской надвратной церкви.
Информация о т.н. «Большом Днепровском мосту», перекинутом через Днепр, встречается еще в XVI веке. От Большого торга через главные Днепровские ворота Смоленской крепостной стены люди с помощью моста попадали к Литовскому гостиному двору.
Срок службы деревянных мостов был недолгим – 10-15 лет. Поэтому древний деревянный мост у Днепровских ворот неоднократно перестраивался. 6 августа 1812 г. русская армия, отступая в сторону Старой Смоленской дороги, сожгла его. Французы в спешном порядке возвели новый, однако он был разрушен. Ходят легенды, что под старым Днепровским мостом был устроен подземный ход, прямо под водами Днепра и возможно там Наполеон спрятал свою знаменитую Золотую карету. Однако этот ход был разрушен и затоплен…
Вновь возведенный мост обвалился уже в 1816 г. вместе с почтовой тройкой и крестьянскими подводами, а отстроенный заново в 1832 г. деревянный мост сгорел в 1874 г.
Новый мощный ажурный мост конца XIX века опирался на прибрежные каменные устои, которые сохранились до наших дней. Достаточное сильно течение Днепра несколько усмирялось здесь с помощью сильно удлинённых, построенных вдоль опор моста деревянных ледорезов. Мост неоднократно перестраивался, в том числе в 1874 и 1900 годах. Именно по этому мосту начиная с 1901 г. осуществлялось трамвайное движение!
В 1926 году мост был разобран, что вызывало вопросы у населения города.
Вот что пишет «Рабочий путь» 10 апреля 1926 года: «Почему разобран старый мост. В связи с разборкой старого днепровского моста среди смоленских жителей распространяется масса нелепых слухов. Говорят, что мост было разбирать ни к чему, т.к. он мог бы еще простоять лет 15-20, что на разборку моста затрачивается чуть ли не 15 тыс. руб., что надо было отдать разборку беднейшему населению на дрова и тогда, де, это не стоило бы ничего и т.д. Для выяснения истинного положения дела не лишним будет сообщить следующие сведения: Мост был построен в 1854 году. Лет через 20 он сгорел и был возобновлен, причем новые устои были утверждены на старых сваях в подводной своей части. При проведении трамвайной линии, т.е. 25 лет тому назад, мост снова капитально ремонтировался, однако движение по нему не только трамваев, но и конное в последние годы сделалось невозможным и было прекращено. В связи с ожидающимся в настоящем году высоким половодьем, специальная комиссия детально осмотрела мост, причем установила, что он не только при использовании, но и без такового представляет собой крайнюю опасность для пользования даже пешеходам. Арки в своих ответственных местах сильно прогнили, большинство свай также сильно прогнили, причем некоторые из них насквозь пробивались при ударе ломом. Если бы мост целиком снесло половодьем, могли бы последовать две катастрофы: 1) большая опасность была бы для нижестоящего железного моста и 2) мог бы получиться такой запор льда, что Смоленску угрожало бы в низменных местах затопление. Что касается стоимости разборки, то таковая выразится приблизительно в 1,5 тыс. руб., причем стоимость вырученного материала (дрова для «Электрички» и металл) покроет расходы по разборке. О предоставлении разборки моста жителям могут, конечно, говорить только люди, совершенно не знакомые с делом, т.к. даже разборка специальными плотниками при бдительном техническом надзоре за работой – представляла известную опасность».
В период Великой Отечественной войны на месте разрушенного моста располагался временный пешеходный мост.
Ну и фотография наших дней — остались лишь кирпичные опоры по берегам.