Сегодня старшее поколение негодует по поводу компьютерной игромании, однако в советское время игры тоже были. Но они были не компьютерными, а очень даже реальными, а подчас и весьма странными. Игр было превеликое множество, и осветить их все в одном материале не получится. Вспомним некоторые из них.
В слона
Механика игры проста. Игроки разбиваются на две команды. Условно — «слонов» и «всадников». Первые встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив впереди стоящего игрока.
Вторая команда выстраивается в нескольких метрах от «слона». Каждый из её участников разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». После этого он не может двигаться и старается удержаться, чтобы не упасть. Таким же образом поступают и другие «всадники». Потом вся эта весело и натужно гогочущая орава начинает движение до точки «Б». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона». Понятно, что «всадникам» выгодно как можно жестче прыгнуть, а «слонам» — ходить ходуном, при этом старясь самим не упасть.
В пробки
Откуда их брали? Главными месторождениями пробок были помойки и газоны под многоэтажными домами. Также добывали их и с «маминых духов» и прочих бутылочек. Следует отметить что игра была популярна не только в Смоленске, но и в других городах СССР. Названия пробок от города к городу, и даже от двора к двору разнились, однако правила оставались схожими.
Игра проходила следующим образом. Обычно играющих было двое. Каждый выбирал пробку из своего запаса. Затем, наклонившись к полу (играть можно было только на твердой поверхности), зажимал стенки пробки между указательным пальцем левой и большим пальцем правой руки. Так пальцы словно охватывали пробку по периметру. Затем приблизив пробку донышком к земле, игрок резко раздвигал руки в стороны и закручивал пробку как волчок. Пока она крутилось, надо было быстро выпрямиться и поставить на вращающуюся пробку подошву ботинка. Главным условием было, чтобы остановившаяся пробка стояла – либо донцем вверх, либо донцем вниз. Гораздо хуже, если пробка оказывалась лежащей. После этого, игрок поставивший пробку вертикально, имел право несколькими ударами сбить пробку противника. Удары наносились своей пробкой; для этого играющий вновь ставил ногу на свою пробку, и резко катал ее в сторону чужой. Количество ударов зависело от редкости пробки. Чем реже в природе встречалась пробка, тем более высоким было число ее ударов. Если игрок сбивал пробку противника, то он ее выигрывал и забирал себе. Конечно, если пробки ставили оба игрока, удары они наносили по переменке. Кто кого собьет. Если никто никого сбить не смог, значит игра заканчивалась вничью, и игроки забирали свои пробки обратно.
Круглая пробка от одеколонов или духов, чаще иностранного производства называлась Глобус. Это была самая крутая пробка. Еще они различались по цвету. Самый больший вес имел золотой глобус. Вытянутую полукруглую пробку от одеколона с выемкой вверху называли Лысый хан (Король). Такая пробка тоже имела немалый вес. Пробка от духов в виде короны в игре показывала лучшие результаты, также имела вес, так и называлась Корона (или ферзик). Пробки от простого одеколона, или от пузырька с йодом — это Фестивальки. Твердые пробки от крема – это Костяшки
Мелкие пробки от тюбиков с зубной пастой – это Офицеры. Крупная квадратная пробка – телевизорик. Мягкая капроновая черная пробка от советского одеколона «Шипр» — получила название Крыска.
В эту игру играли (рубились) все пацаны во дворах всё свободное время кроме лета. Как ни странно летние каникулы дети посвящали другим забавам.
В плиточки
А еще играли в плиточки. В советское время в Смоленске строили большое количество панельных домов. Панели этих домов были декорированы своеобразными керамическими плиточками. Итак, в первую очередь, — плиточки честно отковыривались с домов подручными средствами. Отвёрткой, ножиком, гвоздём, да чем угодно. Особенно смелые отправлялись на крышу дома, и отковыривали плиточки с верхней части домов — там были более редкие цвета.
Далее собственно к правилам игры. Итак, в земле делалась ямка и с расстояния в несколько метров надо было кинуть плиточку так, что бы она попала в ямку или как можно ближе к ней. Кто попал или кинул ближе к ямке, тот и делал следующий ход — щелбаном пытался закинуть плиточку в ямку. Если попал, переходил на следующую плиточку и пытался закинуть её. Выигрывал тот, кто больше чужих плиточек загонит в ямку.
Для никчемных плиточек яму рыли как хотели, для редких — в ямку еле можно было просунуть руку. Кто попал или кинул ближе к ямке тот и делал следующий ход — щелбаном пытался закинуть плиточку в ямку.
Ещё плиточки в зависимости от их редкости делились на обычные и редкие. Название плиточки определялось цветом и формой. Вот такой вот гольф для бедных.
В чижа
Для игры необходимо: бита (подойдет городошная, т. е. обструганная и обработанная шкуркой палка диаметром 3-3.5 см и длиной 75-80 см. ) для каждого игрока и чиж — прямоугольный брусок с гранью 2 — 2.5 см и длиной 20 см. Также для игры организуется база (либо прямоугольная яма длиной на 5 см. больше длины чижа и шириной меньше на столько же, либо два кирпича поставленные параллельно на расстоянии на 5 см. меньшем длины чижа) . Для удобства игры можно отметить сектор броска: 30 градусов, если играют вдвоем, 45 — при игре втроем.
Ход. Подающий кладет чиж поперек базы, заводит конец биты под него и сильным кистевым броском посылает чиж в сектор подачи. У него две попытки. Если не получилось с первого раза, он может попробовать второй раз. Ловящие (ловящий) находятся в секторе подачи и имеют право отбить чиж битой в сторону базы. В любом случае, удалось им (ему) это, или нет, они идут к месту падения чижа и, если чиж был отбит, то метать будет попавший, если же нет, метать будет тот, в чью часть сектора подачи попал чиж (в случае игры вдвоем метает, естественно, единственный ловящий).
Если подающий попал в сектор при броске, он имеет право защищать базу во время метания чижа ловящим, если не попал, он отходит в сторону. Ловящий метает чиж таким образом, чтобы он попал точно в базу, либо упал как можно ближе к ней. Защита базы подающим (если он имеет на то право) заключается в попытке отбить битой в сторону летящий к базе чиж, стоя за базой и не отрывая ног от земли. После выполнения метания чижа, подсчитывают очки. Если чиж лежит в базе или расстояние от базы до него не превышает длины чижа, ловящему засчитывается 10 очков. Если чиж лежит дальше, проводится замер расстояния от него до базы с помощью биты. Если это расстояние не превышает 10 длин биты, ловящему начисляются очки в размере 10 минус число полных бит в расстоянии. Если превышает, очки получает подающий: число длин биты в расстоянии от чижа до базы мину 10. После этого игроки меняются местами ( в случае трех игроков происходит цикличный сдвиг).
Игра длится по договоренности, допустим, один час, или 10 подач каждого. Побеждает игрок с большим количеством очков.
В пекаря
Встретить игру «палки-банки» можно и в наши дни, но в 80-хх годах это была одна из самых известных дворовых игр у мальчишек любого возраста. Её называли также «поп», «банкир», «повар» и т. д. Суть игры сводилась к тому, чтобы сбить стоящие банки палкой и продвинуться по лестнице «званий». Звания были разные — от армейских (солдат, офицер, генералиссимус и т.д.) до карточных (девятка-туз-Бог). На асфальте делалась специальная разметка, несколько напоминающая разметку для игры в «классики», с армейскими или карточными званиями. Попадание по банкам продвигало игрока на одну клетку вперёд. Иногда для «банкира» выбирались площадки во дворе, а иногда местом игры становилась обычная улица. В «палки-банки» играли 4-10 человек.
Прежде всего, нужны были главные составляющие — банки. Обычно это были 2-3 металлические банки из под сгущённого молока или любые другие, из которых можно было выстроить пирамиду. Иногда это была одна банка, поставленная на кирпич. Но в некоторых районах для игры использовались исключительно металлические банки из-под краски, а любые другие ёмкости совершенно не подходили. Не менее важный инвентарь — палки игроков. Если одни игроки не слишком заморачивались, и брали любую попавшуюся палку, то другие имели специальные палки для игры, изготовленные из старых хоккейных клюшек, лыжных палок, черенков от лопат и даже арматурных прутьев.
Перед игрой нужно было выбрать водящего (банкира, сифу, воду), задача которого заключалась в защите банок. Для этого каждый игрок должен был с помощью ноги запустить палку как можно дальше. Тот, кто сделает это хуже всех, становился «на банки». Тот, кто метнул палку дальше всех, открывал игру первым броском по банкам.
В ножички
Почти у любого советского мальчишки был небольшой складной ножик. Он пригождался когда нужно было что-нибудь обстругать или обрезать, когда нужно было вырезать на деревянной скамейке слово «мир», а сколько существовало игр в ножички… Вспомним одну из вариаций.
Играют, например, двое, чертится круг, делится пополам, одна твоя, другая соперника. Берёшь нож за лезвие и стараешся воткнуть его, стоя во весь рост с уровня груди, в половину соперника, если удалось, то по линии, она должна упереться в твою территорию, лезвия делишь его территорию на две части, ту которая граничит с твоей, присоединяешь к своей. И так кромсаешь её пока он может удержаться на ней хотя бы на цыпочках и успеть бросить нож. Если нож не воткнулся или линия не соприкоснулась с твоей землёй, то ход переходит сопернику. Если ты попал в свою область, особенно это происходит, когда у соперника остаётся мало земли, то территория отрезается уже у тебя и вместе с ходом отдаётся сопернику.
Игры с мячом
Мячик был не у каждого, частенько — один на два или три дома. Это было особенное счастье, когда мяч был у тебя. Зачастую его брали у хозяина «до вечера», если тот по какой-то причине не мог выйти погулять. Играли независимо от наличия футбольного поля во дворе, приспосабливая под игровые нужды и пустыри, и прилегающие дороги, … в общем, практически везде.
В квадрат
Игра с мячом для 4 игроков. Для игры нужна ровная площадка, на которой рисуется нехитрая схема (в нашем дворе ее рисовали даже краской, потому что играли в игру много и часто, иногда даже «очередь на площадку» образовывалась).
Сначала договаривались, до какого количества очков играют (обычно это было — 20). Каждый игрок становился в свою четверть квадрата. Сначала мяч просто бросали в центр (небольшой квадрат или ромб посредине). На чью сторону мяч из центра укатился — тому и начинать. Ведущий кидал мяч по диагонали так, чтобы он ударился в «свою» четверть квадрата и отскочил в «чужую». Игрок должен был отбить мяч после одного касания о землю в его четверти (принцип — а-ля «теннис»). Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой — руками трогать нельзя.
Если мяч не попадает в четверть противника — игроку-подающему засчитывается 1 очко («аут»). Если мяч ударяется о четверть противника более 1 раза — принимающему засчитывается очко. Если мяч после отбивания его попадал за пределы площадки — отбивающему засчитывался «аут».
Мяч можно было не просто отбивать сразу на чужое поле, а понабивать ногой-коленом любое количество раз. Причем если мяч в этом случае уходил за пределы площадки, но не касался земли — игра продолжалась сколь угодно долго.
После набора хотя бы одним игроком 5 очков (а потом 10 и 15) игроки менялись четвертинками Квадрата, чтобы никто не привыкал к своему «месту». Игра считается оконченной, когда хотя бы один игрок набрал 20 очков. Тот, кто в этот момент набрал меньше всех очков, считается победителем.
В триста
Участники игры разделяются на две команды и выбирают вратаря посредством жеребьёвки. После проигрыша команда выбирает того, кто будет стоять на воротах, а остальные встают в линию на расстоянии 11 метров от удара.
Сторона, которая выиграла жребий, начинает поочерёдно пробивать пенальти мячом, который ставится на точку. С первого взгляда это может показаться скучным, но это далеко не так.
Игра интересна тем, что сразу забивать гол вовсе не нужно. Полезнее попасть им в штангу, перекладину или крестовину. Последнее круче всего. В этом случае игра проявит свою гениальность на сто процентов.
После того, как мяч отскакивает от штанги, борьба за мяч переходит все границы. Нападающие во что бы то ни стало пытаются забить гол, а защита старается выбить мяч за линию ворот, конечно, вне створа. Если победили нападающие, их команде начисляются очки. Но если защите удалось увести мяч за линию ворот, команды просто меняются местами.
Навеяно темой в группе Регион 67. Продолжение следует…