Купеческое храмостроительство, то есть щедрое пожертвование на возведение церковных зданий, совершавшееся отдельными купцами персонально, а не в рамках церковной общины, было характерно именно для России, в отличие от Западной Европы, где с победой рационализма над религиозностью такое явление не развивалось. В России строительство храмов на частные пожертвования достигло своего апогея в то время, когда в стране формировались буржуазные отношения, и, казалось бы, должно было победить и новое буржуазное сознание, как в Европе. Но этого не произошло, и рационализм не занял ведущего места в менталитете русских людей, даже — купечества.В XVIII веке строительство православных храмов в России переживало время своего наивысшего подъёма. Тогда же и в Смоленске было построено большинство церквей, сохранившихся к началу третьего тысячелетия. О том, какие храмы были построены в Смоленской губернии за счёт жертвователей, ещё в XIX веке писали Н. А. Мурзакевич, Н. В. Трофимовский, А. Санковский, И. Сперанский и другие авторы1. Главными жертвователями на сооружение церквей в городах стали богатые купцы. Кто же были купцы, пожертвовавшие свои капиталы на строительство храмов в Смоленске, и какими мотивами они руководствовались?
Причину следует искать, во-первых, в чертах русского характера и, во-вторых, в особом отношении к благотворительности у православных людей. Н. О. Лосский, изучая характер русского народа, отметил: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность…». А также: «К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа»2.
Отношение к благотворительности у русских отличалось от европейского, прежде всего протестантского. Главным было вовсе не желание социальной справедливости, как у протестантов, или стремление к самостоятельному переустройству общества в этом направлении. В большинстве своём русские купцы-храмостроители XVIII века нисколько не ощущали себя просветителями или благотворителями. Они просто стремились «строить свою душу»3.
Однако эпоха Просвещения не обошла российское купечество. Распространение частного храмостроительства, во главе которого были состоятельные и весьма уважаемые купцы, было связано с определёнными изменениями в общественном сознании, с новым пониманием купцами своей роли — значительно более активной в социальном плане, чем в предыдущее время. Люди, взявшие на себя заботу об обустройстве храмов, играли особую роль. Д. А. Хомяков обратил внимание на то, что «Церковь вверяет внешнюю сторону своего устроения властным лицам, облеченным саном… Эти лица отличаются от рядовых православных тем, что на них лежит бремя служения церковному благоустроению, тогда как берущий на себя это же бремя мирянин является, в сущности, лицом самого себя возводящим в звание «служителя Церкви»4. Характерно, что с развитием буржуазного предпринимательства российское купечество не утрачивало православных основ своего сознания. Забота об «устроении души» по-прежнему была на первом месте, по крайней мере, в идеальном представлении. Церкви строились купцами всегда по благословению священников, а часто и по прямому совету духовников. Документально подтверждённый пример этого — начало строительства храма св. Варвары купцом А. Кремлицыным по рекомендации его духовного отца — священника Петропавловского храма о. Георгия (Юрия Зеновьева)5.
XVIII век стал важнейшим в формировании купеческого сословия в России. Ряды купцов обновились за счёт выходцев из других сословий, активно участвовавших в торгово-предпринимательской деятельности. Благодаря возможностям, которые открылись предпринимателям в результате целенаправленной политики правительства, в российском купечестве появилось заметное количество обладателей капиталов, исчислявшихся десятками тысяч рублей. Именно из среды этих предпринимателей, главным образом, и выделились жертвователи на храмовое строительство.
Однако, находясь в равных условиях, далеко не все купцы жертвовали деньги на возведение храмов. Чтобы ответить на вопрос, что управляло жертвователями, что выделяло их из среды сограждан, следует выявить обстоятельства, как объективного, так и субъективного характера, которые способствовали развитию купеческого храмостроительства в XVIII веке. К объективным факторам можно отнести наличие материальных средств, семейное положение (в частности, отсутствие наследников), общие проблемы, с которыми сталкивались купцы из-за притеснений разного рода. Вероятно, более сильное влияние на купцов оказывали субъективные факторы, то есть свойства личности каждого купца, заставлявшие его по-особенному реагировать на складывавшиеся обстоятельства, мотивы, возникавшие у купцов и подвигавшие их к строительству храмов, воспринятые ими семейные традиции и степень развития духовности каждой личности. Немалое значение при этом имело происхождение купцов-храмостроителей, содержание их хозяйственной и общественной деятельности, а также конкретные проблемы, с которыми сталкивался каждый купец в течение своей жизни.
В литературе имеются сведения о 9 храмах, построенных в Смоленске известными и богатыми купцами в XVIII веке. Тогда же была обновлена и одна из церквей XII века. Все вновь построенные церкви были каменными и двухэтажными. Персональное участие в храмостроительстве приняли не менее 10 смоленских купцов. В числе храмостроителей были две династии.
1 |
Основатель первой династии храмостроителей Фёдор Кирилов сын Щедрин в 1747-1748 годах устроил за Днепром церковь, верхний этаж которой был освящён во имя Святителя и Чудотворца Николая, нижний — во имя святого мученика Меркурия. Церковь называлась Нижне-Никольской6. В настоящее время в здании этого храма располагается православная гимназия и действует гимназическая церковь св. Николая Чудотворца (Фото 1).
2 |
О самом Ф. К. Щедрине известно немного. Его отец, будучи отставным солдатом, записался в посад. А его старший сын — тоже Фёдор — был президентом Смоленского губернского магистрата, участвовал в многочисленных ходатайствах, защищая интересы смоленского мещанства. Он, как и отец, активно занимался предпринимательской деятельностью, ездил с товарами «в Москву, в Санкт-Петербург, в Ригу и в протчия великороссийския и малороссийския городы». Из ведомости Смоленского магистрата 1764 года известно, что купец первой гильдии Ф. К. Щедрин, вместе со своими сыновьями Фёдором и Филимоном, обладал самыми крупными капиталами в Смоленске — 50 тысяч рублей. Они производили торги «к Рижскому порту водяным путем… пенечным и хлебным товаром»7. Младший сын Ф. К. Щедрина — Филимон — стал вторым храмостроителем в династии. В 1773 году, вместо деревянной Благовещенской церкви, он устроил каменный храм, с приделом Архангела Михаила и колокольней8. В XXI веке Благовещенский храм возродился как православный благотворительный центр «Ради будущего» (Фото 2).
3 |
Самая известная купеческая семья, пожертвовавшая значительную часть своих капиталов на строительство смоленских храмов, — отец и сыновья Пискарёвы. В 1755 году усердием смоленского купца Бориса Захарова сына Пискарёва построена каменная двухэтажная церковь в Смоленском Авраамиевом монастыре. Верхний этаж был освящён во имя Преображения Господня, нижний — во имя преподобного Авраамия9. Нижняя — Авраамиевская — церковь возрождена и действует в настоящее время (Фото 3). Отец Б. З. Пискарёва был записан в смоленский посад «по торговому промыслу» из солдатских недорослей в 1712 году. Сыновья Бориса Захаровича Пискарёва — Иван и Матвей, ставшие за свои заслуги дворянами, но продолжавшие заниматься предпринимательством, построили на свои средства ещё два храма.
4 |
Старший сын Б. З. Пискарёва Иван в 1765 году построил в восточной части города Богородице-Рождественскую церковь, более известную по названию одного из трёх престолов как Духовская10. Эта церковь была разрушена во время Великой Отечественной войны (Фото 4). И. Б. Пискарёв был президентом Смоленского губернского магистрата, а в 1767 году жители города Смоленска избрали его депутатом в Уложенную комиссию. Являясь купцом первой гильдии, И. Б. Пискарёв ежегодно производил торги к Рижскому порту пенькой и хлебом на сумму 40000 рублей. Он также имел «парусного полотна фабрику»11. Однако передать своё дело прямому наследнику он не мог, так как у него не было сыновей. Впрочем, семья его была немаленькая — в ней воспитывалось пятеро дочерей.
5 |
Младшие сыновья Б. З. Пискарёва, Матвей и Семён, также были купцами первой гильдии и, по примеру старшего брата, «вели торги к Рижскому порту водяным путем пенечным и хлебным товаром» на сумму 20 тысяч рублей12. Так же, как и старший брат, они занимались не только торговлей, но и более рискованным промышленным предпринимательством. В Рачевской слободе они содержали «шляпную фабрику», но в 1774 году она оказалась под угрозой закрытия. По всей вероятности, это было следствием столкновения интересов частных предпринимателей и чиновников. Однако мануфактуру удалось сохранить, а в 1776 году на средства М. Б. Пискарёва была построена кладбищенская каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Эта церковь получила название Окопная. При церкви был также построен придел «в воспоминание чудесного обретения иконы Умиления Пресвятой Богородицы». Окопная церковь была приписана к храму, который ранее построил старший брат Иван13. Известно, что Окопная церковь действовала почти всегда, за исключением перерыва в несколько лет в годы советской власти, и продолжает действовать и в XXI веке (Фото 5).
6 |
В середине XVIII века в Петропавловском приходе началось строительство «вновь заведенной о дву апартаментах каменной церкви святых безсеребреников Козмы и Демиана и великомученицы Варвары». Выросший до 500 дворов приход нуждался в расширении храма. Известно, что уже в 30-х годах XVIII века была сделана попытка решить эту проблему. Но только в 50-х годах XVIII столетия рядом с Петропавловской церковью началось строительство храма святой Варвары. Средства для этого, по благословению духовника, выделил смоленский мещанин Афонасий Алексеев сын Кремлицын. Он был потомственным купцом, родовые корни которого уходили в московскую Кадашевскую слободу. Пережив смерть своего единственного сына, А. А. Кремлицын тяжело заболел. Именно тогда он принял решение о пожертвовании всех своих капиталов на возведение храма. Из-за ранней смерти он не смог закончить строительство. Сделал это другой купец — Андрей Сысоев. Обстоятельства, при которых возводился храм, были весьма драматичными14 (Фото 6).
6а |
Закрытый в 30-х годах XX века храм, был перестроен в 1962-1963 годах во время реставрации Петропавловской церкви, проведённой под руководством П. Д. Барановского. С конца XX века началось возрождение храма св. великомученицы Варвары. В 1999 году в здании храма, переданном епархии, начал работать Православный молодёжный духовный центр, а 17 декабря 2001 года храм св. великомученицы Варвары, освящённый митрополитом Кириллом, стал снова действующим15 (Фото 6а).
В 1765 году Андрей Фёдоров сын Сысоев принял деятельное участие и в построении церкви во имя Воскресения Христова — с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней16. В настоящее время церковь не действует, хотя здание сохранилось (Фото 7). Сын духовщинского мещанина, А. Ф. Сысоев стал купцом первой гильдии. Он, как и большинство богатых купцов Смоленска, занимался пеньковой и хлебной торговлей, «отпуская» свой товар в Ригу для продажи за границу. Ежегодный оборот его капиталов составлял 20000 рублей. Известно, что у А. Ф. Сысоева, как и у его друга — И. Б. Пискарёва, не было сыновей, только дочери, и передать дело так же было некому. А. Ф. Сысоев активно занимался общественной деятельностью. Был бургомистром Смоленского губернского магистрата. Пережил немало испытаний в своей жизни. Это было связано главным образом с проблемой, больной для всех смоленских мещан, — военными постоями17.
Ещё одним смоленским купцом-храмостроителем в 60-х годах XVIII века был Филипп Матвеев сын Нашиванкин. Одни исследователи приписывали ему пожертвование средств на строительство Казанской церкви18, располагавшейся в районе современной улицы Бакунина и не сохранившейся к настоящему времени, другие — Кресто-Воздвиженской19 (Фото 8). Ф. М. Нашиванкин по своему происхождению был старинным смоленским мещанином. Судя по смоленским таможенным книгам, его предки в XVII веке были довольно состоятельными торговыми предпринимателями. Ф. М. Нашиванкин, как и другие храмостроители, «торговал к Рижскому порту водяным путем пенечным и хлебным товаром». При этом он был купцом второй гильдии, а годовой оборот его капитала составлял только 10000 рублей20. Ф. М. Нашиванкин был вдовцом и воспитывал двоих дочерей.
7 |
В последней четверти XVIII века в Смоленске стал известен своей благотворительной деятельностью Василий Григорьевич Хлебников. С его именем связано фактическое возрождение старинной Свирской церкви. Будучи в 1775-1785 годах старостой этой церкви, он «возобновил все обветшавшее внутри храма, построил вновь каменную колокольню и обнес церковь каменною оградою». В. Г. Хлебников, как и Ф. М. Нашиванкин, относился ко второй гильдии. Его капитал составлял 10 тысяч рублей. Главным из того, что руководило его благотворительной деятельностью, была его необычайная доброта, о которой помнили ещё и в следующем столетии. Каждый год он платил подати не менее чем за 40 душ, давал приют бедным, кормил их. «Всякий нуждавшийся и обращавшийся к Василию Григорьевичу находил в нем приветливость, радушие и получал соответствующую нужде помощь». В. Г. Хлебников не ограничился только обустройством древнего храма. Рядом с ним он построил каменный дом, в котором устроил училище для бедных и бесприютных детей всех сословий21 (Фото 9).
8 |
Один из храмов, построенных смоленскими купцами, дал название и образовавшемуся рядом с ним населённому пункту. В семи верстах от Смоленска, на своей земле, купец первой гильдии и бургомистр Смоленского губернского магистрата Стефан Никитин вместе со своим старшим сыном Константином построили храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Церковь была освящена в 1777 году. Позднее возле неё появился посёлок Печерск. Храм был закрыт в конце 20-х годов XX века, а осенью 1941 года богослужение было восстановлено22.
У смоленских купцов-храмостроителей было много общих черт. Характерно, что занятия их были одинаковыми. Все они занимались самым прибыльным в условиях Смоленского края видом деятельности — заграничной торговлей пенькой и хлебом через Рижский порт.
Предприниматели, жертвовавшие свои капиталы на храмы, отличались своей общественной активностью и пользовались большим авторитетом у смолян, выдвигавших их на различные выборные должности. Эти купцы вставали на защиту горожан, страдавших от военных постоев, выступали на стороне смолян в земельных спорах, помогали им решать многие другие проблемы.
9 |
Одним из условий, необходимых для занятия благотворительной деятельностью, было наличие таких нравственных качеств как щедрость и доброта. Безусловно, купцы-храмостроители обладали этими качествами. Особенно ярким примером этого была жизнь и деятельность В. Г. Хлебникова.
Больших капиталов и высоких нравственных качеств часто было недостаточно для того, чтобы заниматься хлопотным и затратным делом строительства храмов. Среди мотивов, лежавших в основе этого подвижничества, на первый план выступают те, которые появились в связи с проблемами демографического характера. Если в семье росли одни дочери, развитие предпринимательского дела представлялось бесперспективным, а отсутствие детей вообще означало, что после смерти купца может не остаться человека, который молился бы за его душу.
Другие мотивы, побуждавшие купцов вкладывать средства в храмостроительство, формировались под влиянием встречавшихся на их пути трудностей, которые принимали иногда драматический характер. Переживая разорение или страдая от притеснений со стороны властей, купцы давали обет — в случае удачного исхода дела — построить храм, или, возводя церковь, приносили благодарность Богу за помощь.
Так как несколько смоленских храмостроителей были выходцами из бедных слоёв общества — солдат и прочих, — то одним из существенных факторов, вызывавших у купцов стремление к благотворительности, следует признать успех в делах, сочетавшийся с представлением об удаче в предпринимательской деятельности как награде за добрые дела от Бога. К тому же немаловажным «было и наставление «святоотеческого писания» о возможности получения прощения душе того человека, чье богатство, «ащели и неправедне собранное», но будет праведно употреблено»23.
Среди различных обстоятельств, влиявших на купцов при их решении вложить огромную долю своего капитала в строительство храмов, главным была забота о душе. Высокий уровень духовного развития этих людей, воспринятые ими семейные традиции не позволяли относиться к этому вопросу без должного внимания.
В целом, в строительстве храмов отражались мечты многих поколений купеческих семей. Однако только в XVIII веке у них появилась возможность реализовать желаемое. Наличие достаточно больших капиталов было, хотя и непременным, но не единственным условием для возникновения у купца потребности возвести храм. Большое значение имели высокие нравственные качества благотворителя. К ним нередко добавлялись пережитые трудности и отсутствие детей, которые могли бы молиться о душах родителей. Но самым, пожалуй, главным фактором являлся высокий уровень духовности жертвователей, что воспитывалось в купеческих семьях из поколения в поколение. Примечательно, что высокое духовное предназначение храмовых зданий, возведённых купцами в XVIII веке, реализуется и в XXI столетии.
БЕСПАЛЁНОК Е. Д.
канд. ист. наук, доцент СмолГУ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мурзакевич, Н. А. История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 г. — Смоленск, 1804; Трофимовский, Н. В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. — СПб., 1864; Санковский, А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898; Сперанский, И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народнаго образования. // Смоленские епархиальные ведомости за 1899 г. — Смоленск, 1899; Писарев, С. П. Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк. Указатель и путеводитель. — Смоленск, 1899.
2. Лосский, Н. О. Характер русского народа. — 2005. С. 6, 143.
3. Козлова, Н. В. «Душу свою грешную строить и поминать…»: Забота о душевном спасении и благотворительность по духовным купцов и разночинцев Москвы XVIII века. // Города Европейской России конца XV — первой половины XIX века: Материалы международной научной конференции 25-28 апреля 2002 г., Тверь… — Тверь, 2002. Ч. 2. С. 357.
4. Хомяков, Д. А. Православие, Самодержавие, Народность. — М., 2005. С. 198-199.
5. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 291. Д. 5119. Л. 1-9.
6. Мурзакевич, Н. А. История города Смоленска. — Смоленск, 1903. С. 110; Санковский, А. Указ. соч. С. 48.
7. РГАДА. Ф. 397. Д. 445/48. Л. 90.
8. Мурзакевич, Н. А. Указ. соч. С. 112.
9. Трофимовский, Н. В. Указ. соч. С. 271.
10. Санковский, А. Указ. соч. С. 41.
11. РГАДА. Ф. 397. Д. 445/48. Л. 90.
12. Там же.
13. Сперанский, И. Указ. соч. С. 885; Санковский, А. Указ. соч. С. 41.
14. Подробнее см.: Беспалёнок, Е. Д. Купцы Кремлицыны и строительство храма св. Варвары в Смоленске. // Смоленские епархиальные ведомости. — Смоленск, 2003. N 3. С. 43-48.
15. Слово, благодать несущее: 20 лет служения Смоленской земле. / Авторы-составители: игумен Игнатий (Пунин), священник Святослав Худовеков, В. Кононов. — Смоленск, 2005. С. 145, 149.
16. Сперанский, И. Указ. соч. С. 832.
17. Подробнее см.: Беспалёнок, Е. Д. Военные постои в купеческих дворах Смоленской губернии в XVIII веке. // Край Смоленский. — Смоленск, 2004. N 7-8. С. 25-38.
18. Мурзакевич, Н. А. Указ. соч. С. 112.
19. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. — М., 2001. С. 244.
20. РГАДА. Ф. 397. Д. 445/48. Л. 90 об.
21. Сперанский, И. Указ. соч. С. 888.
22. Слово, благодать несущее… С. 128.
23. Козлова, Н. В. Указ. соч. С. 349.