Другой Смоленск

Гений места. Соборный холм

Соборный Холм в Смоленске

Соборный Холм в Смоленске

В каждом городе есть места, обладающие особой притягательной силой. В Смоленске, несомненно, к таким местам относится Соборный холм. Здесь духовный центр города, его сердце. Здесь находится целый ряд интересных в историческом и архитектурном планах построек и главная православная святыня Смолен­ска — Успенский собор, от которого холм и получил своё название.

Вид на город и собор, до революции

Соборный холм сама природа сделала неприступ­ным: с трёх сторон он защищён глубокими оврагами (овраг с южной стороны был засыпан в середине XIX века), а с северной стороны — рекой Днепр. Возможно, именно на этом холме был основан Смоленск, хотя на этот вопрос нет до сих пор точного ответа.

В XI веке Соборный холм был превращён в детинец — укреплённую часть Смоленска. По его периметру возвели искусственные укрепления: вал и частокол, внутри кото­рых находилась резиденция смоленских князей. Весной 1101 года удельный князь Владимир Мономах заложил на детинце первое каменное здание города — Успенский со­бор. Смоленский историк И.А. Мурзакевич сообщает об том событии так: «Князь Владимир, имея всегдашнее пребы­вание в Смоленске, мая 3-го в 1-м часу пополудни заложил каменную Соборную церковь во имя Успения Богородицы».

Строительство собора, заложенного знаменитым князем (впоследствии храм чаще называли Мономаховым) вели мастера, прибывшие из Киева, Чернигова и Переяславля. По мнению многих исследователей, своим размерам и красоте храм не уступал новгородскому Софийскому собо­ру. Торжественное освящение состоялось в присутствии Владимира Мономаха в 1103 году. В дар Успенскому собору покоренными неприятелем, сами подожгли полторы тысячи бочонков пороха, хранившихся в подвале собора. Закрепил эту легенду в своих трудах известный русский историк Н.М. Карам­зин: «Ляхи, везде одолевая, стремились к глав­ному храму Богоматери, где заперлись многие из горожан и купцов с их семействами, богатст­вом и пороховою казною. Уже не было спасения: россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением и славою». Карамзин называет имя того, кто поджёг порох — мещанина Белави­на, любимца героя обороны Смоленска воево­ды М.Б. Шеина. А первый смоленский историк Н.А. Мурзакевич пишет о поджоге порохового склада под собором изменником Андреем Дедешиным. Но все позднейшие исследования показали, что под собором не было никаких пороховых погребов. Они находились рядом, на западном склоне холма. Возможно, порох хранился в подвале дома владыки, расположен­ного рядом. Скорее всего, пороховые запасы приказал уничтожить воевода М.Б. Шеин, чтобы они не достались врагу. А может быть, огонь сам добрался до них, и тогда прогремел страшный взрыв, и своды собора рухнули от взрывной вол­ны. Об этом свидетельствует в своих «Записках» поляк гетман Жолкевский: «Огонь достигнул до запасов пороха (коего было достаточно на не­сколько лет), который произвёл чрезвычайное действие: взорвана была половина огромной церкви с собравшимися в ней людьми, которые неизвестно даже куда девались, — разбросан­ные остатки как бы с дымом улетели». В любом случае, более всего прижилась патриотическая версия.

В 1611 году Смоленск попал под власть Речи Посполитой на несколько десятилетий. Ко­роль Сигизмунд III приказал построить на развалинах православного Успенского собора католический костёл. Выстроенный костёл был небольшим. После возвращения города в состав России в 1654 году костёл сразу же разобрали как несоответствующий «ни чувствам право­славного народами величию событий, здесь свершившихся». На его месте построили новый Успенский собор. Но обо всём по порядку.

В 1611 году на Соборном холме были разру­шены княжеский терем и домовая церковь, построенные в XII веке. Двухэтажный (первый этаж — каменный, второй — деревянный) кня­жеский терем находился на восточном краю холма. Его остатки ныне скрыты под смотровой площадкой. Остатки домовой княжеской церкви сохраняются под слоем земли в 40-45 метрах к югу от нынешнего Успенского собора.

Теперь осмотрим те постройки, что составля­ют нынешний ансамбль Соборного холма.

Подняться на холм можно по парадной лест­нице, ведущей от улицы Большая Советская. Её нижняя белокаменная часть построена в начале XX века, а верхняя гранитная возводилась од­новременно с гульбищем в 70-е годы XVIII века. Но, учитывая крутизну лестницы, посетители предпочитают подниматься по одной из древ­нейших городских улиц Смоленска — Соборная гора, которая до наших дней сохраняет своё прежнее название. Мы поступим также.

Улица Соборная гора, неприметная в наше время, раньше играла важную роль. Она была дорогой от переправы через Днепр на вершину холма, а в XVII веке стала частью магистрали, связывающей Днепровские и Молоховские ворота крепостной стены (в то время не суще­ствовало нижнего отрезка современной улицы Большая Советская). Ранее улица была довольно плотно застроена. Но из прежней застройки до наших дней сохранились только два здания: Благовещенская церковь и Гостиные палаты. Сделаем остановку у этих построек.

Соборная гора, наши дни

Благовещенская церковь возведена в 1773-1774 годах в стиле барокко на средства купца Фё­дора Щедрина (об этом купце нам предстоит поговорить в одной из будущих прогулок по городу) и на пожертвования одного из представителей смоленского дворянского рода Лесли. Изначально постройка имела объёмно-пространственную композицию: четверик храма, трапезную и колокольню. В годы Великой Отечественной войны церковь была сильно повреждена, а в 1952 году разо­браны колокольня, трапезная и апсида храма. Последняя восстановлена при реставрации в 1980 году. В церкви было три престола: главный, холодный, во имя Благовещения Божией Матери, придельные, тёплые, во имя Архангела Михаила и святой Великомученицы Варвары. Среди при­ходских церквей Благовещенская была одной из самых маленьких. Это и понятно, ведь рядом несколько храмов и Успенский собор. В 1929 году её закрыли и передали под склад Управления связи. В настоящее время здание церкви передано епархии.

Гостиные палаты (корпус архиерейских служб) построе­ны в 1780-е годы и представляют собой двухэтажное здание с высоким цокольным этажом. Здесь останавливались при­езжавшие по делам в Смоленскую епархию. В советское время в здании палат находились квартиры горожан.

Теперь отправимся на южную площадку Соборного холма, пройдя при этом под сводами надвратного Богояв­ленского собора. На его месте ранее находился деревян­ный храм, построенный в 1708-1712 годах над въездными воротами архиерейского двора и считавшийся кафедраль­ным до окончания строительства Успенского собора. В 1781 году деревянный Богоявленский собор разобрали. Но поскольку недавно построенный Успенский собор не отапливался из-за величины здания (его отапливать стали только в конце XIX века), решили возвести новый Богояв­ленский, но уже каменный, который был тёплым, службы в нём проводили зимой. Его строили по проекту губернского архитектора М. Слепнёва, как говорится, всем миром. Ос­новные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, посетившая Смоленск по пути из Санкт-Петербурга в Крым (Тавриду) в 1787 году. На её деньги собор достроили и в этом же году освятили.

Богоявленский собор

Богоявленскому собору была «дана богатая внутренняя обстановка». Стены оштукатурили под мрамор, на них поместили изображения 12 апостолов во весь рост. Вся утварь и сосуды «были из благородных металлов и укра­шены драгоценными каменьями». А основным украшением являлись царские врата весом 3 пуда 10 фунтов (пуд равен 16,3 кг, фунт — 4093 г), отлитые из чистого серебра. Но во время Отечественной войны 1812 года французы сняли с петель царские врата, одну их половину разбили на куски, а другую похитили. Похищена была и почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская» в серебряном окладе стои­мостью 300 рублей серебром. К счастью, многое из ценно­стей Богоявленского собора тогда уцелело благодаря клю­чарю Соколову. Он успел спрятать утварь и многие иконы в «тайнике Успенского собора», а сам же уехал из города сопровождать увозимую икону «Одигитрию». Его обязан­ности исполнял ключарь Щировский, которого французы долго пытали, требуя показать тайник. Щировский тайник не выдал, а вскоре скончался от истязаний. Вызывает восхищение мужество людей, жертвовавших собой ради Родины и веры. Как говорится, «были люди в наше время».

Несмотря на серьёзный урон, Богоявленский собор уже к 1814 году был восстановлен. Вскоре поставили новые цар­ские врата из серебра. В 1840 году вместо прежней стеклян­ной галереи собор обнесли чугунной решёткой. В XIX веке в храме были помещены особо почитаемые иконы Божией Матери: «Фёдоровская» и «Цесарская». Первую украшали серебро и жемчуг, оклад второй по углам был вышит золо­тыми ангелами. Обе иконы привлекали огромное количе­ство паломников.

Богоявленский собор до Революции

Как и другие храмы, Богоявленский собор был закрыт в советское время. С 1930 года в нем размещался антирели­гиозный музей (создан в 1929 году и изначально работал в Молоховской башне крепости). В музее были устроены 12 экспозиций, в том числе «Марксизм-ленинизм и религия», «Контрреволюционная роль религии в деле социалисти­ческого строительства». Экспонатами являлись раки с мо­щами святых, железные вериги (оковы) для «умерщвления плоти» монахами, портреты революционеров. В 1941 году в соборе возобновили богослужения, а после освобожде­ния Смоленска от фашистских захватчиков его ненадолго закрыли для ремонта. Тогда же разрушенный каменный барабан временно заменили на деревянный. Но времен­ное, как всегда, оказалось постоянным. С 1946 года собор снова стал действующим.

Богоявленский собор двухъярусной переходной га­лереей связан с архиерейскими палатами двухэтажным зданием в стиле барокко над западным склоном холма. Его строительство велось в 1740-1776 годах. Имя архитек­тора неизвестно. Внутри была пышная отделка, особенно в залах второго этажа: паркетные полы с рисунком, печи, украшенные разноцветными изразцами. В 1812 году в архи­ерейских палатах квартировал французский маршал Мюрат. При отступлении французы подвергли их разорению. К1860 году палаты восстановили. Тогда же здесь устроили домовую церковь в честь Двенадцати апостолов. В совет­ское время в здании располагались различные обществен­ные организации и выставка «Русский быт», ныне работает Смоленское епархиальное управление.

Площадь перед зданием архиерейских палат ещё в прошлые столетия получила название архиерейского дво­ра. Осмотрим здания, окружающие нас здесь.

Южную часть двора занимают два двухэтажных корпуса, стоящих вплотную под углом друг к другу. Они построены в 80-х годах XVIII века одновременно с кирпичной оградой, проходившей от Богоявленского собора вокруг архие­рейского двора (до наших дней сохранились только её остатки). В одном из корпусов до революции была хлебная и жил эконом, в другом находились кельи и певческая. С советского и до недавнего времени в обоих корпусах были квартиры горожан. Ныне здания переданы епархии.

Восточную часть архиерейского двора занимает здание бывшей епископской библиотеки (80-е годы XVIII века). Некогда оно было составной частью старого архиерейского дома, сгоревшего в 1907 году, а ныне примыкает к деревянному дому для клира, построенному вскоре после пожара и недавно отреставрированному. Сейчас здесь располагается Православный детский дом.

Старый архиерейский дом крытым перехо­дом раньше был соединён с крыльцом одной из самых старых сохранившихся построек Собор­ного холма — церковью Иоанна Предтечи. Она построена в 1699-1703 годах как домовая для смоленских митрополитов. В подклете храма не­которое время находилась «духовная карауль­ня» — архиерейская тюрьма. Здесь в двух «молчальных палатах» в посте и молитве содержали провинившихся священнослужителей и лиц, совершивших преступления против Церкви. В 1787 году в храме на обедне присутствовала Ека­терина II. В 1812 году церковь Иоанна Предтечи почти не пострадала. «Смоленские епархиаль­ные ведомости» сообщали: «домовая церковь в целости, иконостас цел. Только местный образ Нерукотворного Спаса взят французами, также престол и жертвенник разрушены и их не нахо­дится вовсе». В конце XIX века церковь числи­лась как бесприходная. В это время в её алтаре хранились древности, собранные Церковно­-археологическим комитетом. В 1922 году храм закрыли. В 1930 году в подклете устроили специальную экспозицию антирелигиозного музея, где можно было увидеть всевозможные орудия наказаний: скамейку со стёсанной на острие верхней доской, на которую сажа­ли человека, привязав к ногам железные гири («кобыла»), массивную берёзовую колоду с железной цепью и брасле­том на шею («лисица») и другое. Затем в храме размещался музей социалистического строительства, а в послевоенное время — отдел природы и фонды Смоленского музея-за­поведника. В 1996 году церковь возвратили верующим и уже через три года в ней стали проводить богослужения. В трапезной части храма сохранилась единственная в городе печь, украшенная расписными изразцами второй половины XVIII века.

Церковь Иоанна Предтечи, наши дни

Рядом с церковью Иоанна Предтечи находится старый корпус консистории (80-е годы XVIII века). На первом этаже раньше размещались ризница и казначейство, на втором — консистория. Здесь следует объяснить, что консистория — это особая коллегия при архиереях, суще­ствовавшая с середины XVIII века и до 1917 года в каждой епархии. Членов консистории назначал Священный Синод по представлению епархиального владыки. Консистория хранила заполненные метрические книги, ведала хозяйст­вом архиерейского дома, церквей и монастырей, наводила справки о желающих принять постриг в монашество или стать священником, обладала рядом других полномочий.

В советское время в старом корпусе консистории разме­щались фонды и библиотека музея-заповедника. Ныне в здании работают Смоленское межъепархиальное право­славное духовное училище и епархиальная библиотека.

Старый корпус консистории небольшой пристройкой соединён с бывшим каретным сараем — одноэтажным зданием конца XIX века, в котором ныне работает право­славный магазин. Стоит задержаться в уютном ухожен­ном дворике между церковью Иоанна Предтечи, старым корпусом консистории и бывшим каретным сараем, где в тёплое время года буйство цветов. А с площадки рядом с церковью Иоанна Предтечи открывается великолепный вид на восточную часть старого Смоленска.

Позади старого корпуса консистории находится Г-образный в плане её новый корпус, построенный во второй трети XIX века и с 1923 по 2013 годы занимаемый Государственным архивом Смоленской области. Ныне здание передано епархии. А мы направимся на смотровую площадку. Именно здесь под слоем земли скрыты остатки древнего княжеского терема. Полюбовавшись видами города, идём ко входу в Успенский собор. Но перед тем, как о нём поговорить и войти внутрь, осмотрим колокольню.

Колокольня собора построена в 1766-1772 годах на нижнем ярусе прежней колокольни 60-х годов XVII века. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов, изготовленных в 1791 году мастером, а впоследствии соборным ключарём Василием Соколовым. Пер­вые колокола для колокольни были отлиты, по всей видимости, в конце XVIII века на пожертво­ванные императрицей Екатериной II средства и на «доброхотные подаяния». Н.А. Мурзакевич в «Истории губернского города Смоленска» пишет о размерах колоколов: «один в 1000 пудов, другой в 450, третий в 65 и пять поменьших». По нормативам того времени в составе отли­ваемого колокола полагалось 8 серебра, т.е. в самом большом колоколе его было 1,2 тонны (!). Смоленский историк С.П. Писарев дополняет утверждение Н.А. Мурзакевича и упоминает ещё старинный колокол на соборной колоколь­не, попавший сюда из разрушенного во время войны с Речью Посполитой в XVII веке Спасского монастыря на западной окраине Смоленска. В документах конца XIX века сообщается о 14 ко­локолах и указывается имя мастера — тверского купца Фёдора Богданова, отлившего самый большой колокол.

В советское время одновременно с закрыти­ем храмов и монастырей изымались колокола. В начале 1930 года большую их часть с городских колоколен сняли и отправили на переплавку, лишь некоторые передали музею. Закончился определенный этап жизни города, о котором смоленский краевед Б.Н. Перлин вспоминал: «Бу-ум, бу-ум, бу-ум… Я просыпаюсь в своей дет­ской кроватке от этого ласкового звука. Я уже знаю, что большой колокол Успенского собора звонит к заутрене и взрослые собираются на ра­боту… Мы привыкли к этому звону, как привыка­ешь ко всему доброму и, в то же время, величе­ственному». Из перечисленных выше колоколов до нашего времени на соборной колокольне сохранился только упомянутый С.П. Писаревым колокол XVII века весом 31 пуд 30 фунтов.

Теперь приступим к истории Успенского собора. Его заложили в августе 1677 года под руководством московского каменных дел под­мастерья Алексея Королькова на месте древнего Мономахова, перед этим разобрав его остатки. При разборе «выбрано было 15000 целого кир­пича, 20 саженей бутового камня и куча щебня длиною 12 саженей, вверх — 4 и в ширину — 6 саженей» (сажень равна 2,13 м). Этот материал использовали при строительстве нового собора. Кроме этого, царь Алексей Михайлович издал указ о выделении 2 тысяч рублей и 700 тысяч кирпичей. Вскоре смоленский архиепископ Симеон обратился к новому царю Фёдору Алек­сеевичу с просьбой увеличить количество денег и материалов. Царь согласился не сразу, но в итоге просьбу удовлетворил. Этому, вероятно, поспособствовала царица Агафья Грушецкая, дочь смоленского шляхтича. Царь приказал также собрать 150 печников для работ по стро­ительству собора ввиду нехватки каменщиков в Смоленске. Архиепископ Симеон за старания был награждён каретой и шестёркой лошадей и возведён в сан митрополита. Но здесь прои­зошло событие, остановившее строительство на долгие годы. По всей видимости, Алексей Корольков допустил просчёты, в результате которых в 1679 году, когда высота стен достигла уже 25 метров, восточная (алтарная) стена от­делилась от фундамента. Говоря современным языком, стройку заморозили и возобновили лишь в 1712 году. Окончательно собор достроил в 1732-1740 годах, как считают, архитектор Антон Шедель. Семиглавый собор был освящён в 1740 году. Но через десять лет на сводах появились трещины, а 1760-е годы обрушились западные главы храма. Из-за этого в 1765 году остальные главы, а также своды и стены до верхних окон разобрали. Через год их восстановили под руко­водством «вольного мурмейстера Киннеля», но неудачно. С 1767 по 1772 год собор перестраивался ещё раз. На эти цели императрица Екатерина II выделила 12 тысяч рублей «из доходов госу­дарственной коллегии экономии», а епископ Парфений (Сопковский) собрал 45 тысяч рублей пожертво­ваний среди верующих. Тверской архитектор Пётр Обухов заменил семиглавие на пятиглавие, при этом барабан центрального купола сделал более лёгким — деревянным. В сентябре 1772 года состоялось второе освящение собора. Пётр Обухов построил также ограду вокруг собора и лест­ницу с гульбищем. С тех пор Успенский собор не претерпел серьёзных изменений.

Высота собора от основания до креста над централь­ной главкой — 69,7 м, ширина — 42,6 м, длина — 52 м. Запад­ный фасад увенчан трёхчастным аттиком с росписями (помещены изображения святых Меркурия и Авраамия Смоленских и Успения Божией Матери). Собор построен в стиле барокко, хотя многие его архитектурные детали довольно крупны. Они подавляют вблизи своей величи­ной, впрочем, как и сама постройка. Собор гармонично и торжественно воспринимается издалека, доминируя над старой частью Смоленска.

Успенский собор не всегда был действующим. Его закрыли в августе 1933 года. Вскоре в его помещении разместили экспозицию антирелигиозного музея, кото­рая находилась здесь до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 года в Успенском соборе немецким военным священником для солдат и офицеров вермахта было проведено богослужение. С этого времени возобно­вились службы и для местного населения. При отступле­нии в 1943 году фашисты заминировали храм, но взорвать его не успели.

Вид на Собор со стороны улицы Соболева. Послевоенное фото

Обратим внимание на памятную доску, установленную на западном фасаде здания в 1911 году в честь героической обороны Смоленска от поляков.

Памятная доска защитникам города от поляков в 1609-1611 годах

Площадь внутреннего пространства собора — более двух тысяч квадратных метров. Четыре мощных стол­ба несут своды и делят храм на три продольных нефа, соответственно, в нём три престола. Главный престол освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, правый (южный) — во имя иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии» (до 1865 года — во имя Сретения Господня), левый (северный) — никогда не был освящён. Среди при­чин часто называют несчастный случай со смертельным исходом, имевший место здесь при строительстве собора. Мы же первым делом познакомимся с главной святыней храма — Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрией», находящейся на возвышении у юго-западного столба.

Внутреннее убранство Собора

По преданию, икона была написана святым евангели­стом Лукой и хранилась сперва в Иерусалиме, а затем в Константинополе. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах выдал свою дочь Анну замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича — сына Ярослава Мудрого. Анна отправилась в далекую север­ную страну, где ей суждено было стать родоначальницей славного рода русских князей Мономашичей. Константин IX, отправляя в путь свою дочь, благословил её иконой Божией Матери, которая до того хранилась во Влахернском храме в Константинополе. С тех пор икона эта и стала именоваться «Одигитрией», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Супруг Анны Всеволод Ярославич перед смертью передал икону своему сыну Владимиру Мономаху (прозван так в честь своего визан­тийского деда), который её перенёс в Смоленск. Дальнейшая судьба иконы тесно связана с историей города. Она прославилась как чудотворная. После того, как Смоленск попал под власть литовцев, «Одигитрию» в 1399 году перевезли в Москву. До сих пор точно неизвестно, кто это сделал. По одним сведениям — супруга великого князя Василия I Софья Витовтовна, а по другим — смоленский князь Юрий Святославич, которого в 1404 году изгнал из Смоленска литовский правитель Витовт. Летописи отмечают, что святыню «в плен захватил» какой-то Юрга. Возможно, он был литовским воеводой, перешедшим на сторону московского князя и принёсшим в дар ему «Одигитрию». Хотя некоторые историки считают, что человек, упомянутый в летописи как Юрга, это и есть смоленский князь Юрий Святославич, искавший защиты у московского князя.

В Москве «Одигитрию» установили по правую сторону от царских врат в Благове­щенском соборе Кремля. В 1456 году в Москву прибыло посольство: смоленский епископ Михаил, наместник города со многими санов­никами. Они просили князя Василия Тёмного «отпустить» икону обратно в Смоленск. Князь приказал снять с неё точный список и оста­вить его в Благовещенском соборе (список не сохранился), а саму святыню вернули обратно в Смоленск. Прощание проходило с большими торжествами, был отслужен молебен. За город икону несли две версты на руках, провожали ее митрополит, князь с семьёй, священники, воинство, множество народа. Впоследствии на месте прощания был устроен Новодевичий мо­настырь, в Смоленский собор которого 28 июля 1525 года Василий III торжественно перенёс список из Благовещенского собора Кремля. Тогда же было установлено совершать празд­нования в честь этой иконы 28 июля (по новому стилю -10 августа).

В 1666 году смоленский архиепископ Варсонофий «Одигитрию» вновь привозит в Москву для поновления потемневшего лика. Вместе с ней поновляют и другой образ, подаренный Смоленску Борисом Годуновым в 1602 году на освящение крепости. Эта икона была написана «не в меру, но в подобие» древней «Одигитрии». Установлена она была в башне над Днепровски­ми воротами крепости, над которыми впослед­ствии была устроена сначала деревянная, а затем каменная надвратная Одигитриевская церковь.

Пути этих двух икон теперь будут нередко пересекаться. Во время Отечественной войны 1812 года они были вынесены из города. Оригинал сначала отправили в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля. В день Бородинского сражения «Одигитрию» вместе с Донской и Владимирской иконами Божией Матери обнесли во­круг Белого города, Китай-города и стен Кремля, затем отправили к больным и раненым в Лефортово. Перед оставлением Москвы икона была увезена в Ярославль. Копия, подаренная Годуновым, была вынесена из горящего Смоленска в ночь с 5 на 6 августа отступающими русскими воинами. Ф.Н. Глинка в «Письмах русского офицера» так описывает вынос иконы: «В глубокие сумерки вынесли из города икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие это! Блеск пожаров освещал его». Ровно три месяца эта икона «путешествовала» на зарядном ящике 1-й артиллерийской роты полковника В.А. Глухова. Накануне Бородинского сражения по приказу М.И. Кутузова её обнесли по рядам русских войск и отслужили молебен. В момент самого сражения перед иконой преклонялся Кутузов. Этот факт описан Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».

По окончании Отечественной войны обе иконы воз­вращены на свои прежние места в Смоленск. В 1941 году из Успенского собора древняя икона бесследно исчезла. На ее место была помещена «Одигитрия», подаренная Бори­сом Годуновым, которая находится в соборе до сих пор. В 1954 году был поставлен оклад иконы из драгоценных металлов. Об этом свидетельствует надпись, чеканенная в клейме слева внизу: «Сия риза сооружена по благословлению Преосвященнейшего Епископа Смоленского и Дорогобужского Кафедрального Успенского собора при Настоятеле Протоиерее Викторе Никитском в 1954 году июля месяца 28 дня».

Главное украшение интерьера Успенского собо­ра — резной позолоченный иконостас, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-­прикладного искусства. Он был выполнен в 1730-1740-х годах в стиле барокко артелью украинских мастеров под руководством Силы Михайловича Трусицкого. В артели также трудились Пётр Дурницкий, Фёдор Олицкий, Андрей Мастицкий и позолотчик Сила Яковлев. За свою работу резчики получили одну тысячу рублей, ещё пятьсот рублей было выдано на провизию. Иконы для иконостаса написа­ли эти же мастера вместе со смолянином дьячком Алексе­ем Жарковским и дорогобужским живописцем Фёдором Леоновым. Они же, вероятнее всего, выполнили пристен­ные иконостасы и часть росписей собора.

Иконостас. Наши дни

Иконостас Успенского собора необычайно торжест­венен. Его высота в центре — 31 метр. Основу составляют резные колонны. Межъярусные карнизы обрамляют иконную живопись и покрыты резьбой. Мотивы резьбы разно­образны: гроздья виноградной лозы, цветы подсолнуха и мальвы, листья дуба, клёна, аканта. Все это гармонично и изящно переплетено. Некоторые детали иконостаса посе­ребрены, благодаря чему усиливается зрительное воспри­ятие позолоты и объёмность резьбы. Особенно интересна и неповторима композиция Царских врат. Их венчает изо­бражение пеликана, символизирующего искупительную жертву Иисуса Христа. В завершении иконостаса помеще­ны трёхметровые скульптуры ангелов.

Говоря об иконах, помещённых в иконостасе Успен­ского собора, следует отметить, что из икон первой половины XVIII века в первоначальном виде сохранилась лишь одна — «Спас Великий Архиерей». Остальные иконы подвергались в течение последующего времени неодно­кратной переписке и поновлению.

Спас Великий Архиерей

Примечательными деталями интерьера собора явля­ются хоры, устроенные с трёх сторон на высоте 18,5 м, епископская кафедра и архиерейское место (40-е годы XVIII века). Декоративная резьба двух последних близка по мотивам к иконостасу.

Большой интерес у всех посетителей Успенского собора вызывает пелена, или плащаница, помещённая в специ­альную застеклённую витрину. Она была вышита в 1561 году в московской мастерской тётки Ивана Грозного Евфросинии Старицкой и преподнесена ею в дар Успенскому собо­ру Московского Кремля. В 1812 году французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями похитили и плаща­ницу. Но на Старой Смоленской дороге вблизи Смоленска на обоз с трофеями напали казаки и отбили его. Спасён­ную плащаницу решено было оставить в Смоленске как награду городу за проявленные мужество и героизм. По своей древности, отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков плащаница представляет собой выдаю­щийся образец лицевого шитья. Ее размер — 177×277 см. В центре на ней изображён снятый с креста Спаситель, сле­ва — оплакивающие его Богородица и жёны-мироносицы, справа — апостолы Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По кайме идёт вкладная шитая надпись, по полям — поясные изображения самых почитаемых святых.

Интересный факт связан с плащаницей в советское время. При закрытии Успенского собора в 1933 году серьёз­но рассматривался вопрос о её передаче в Оружейную палату для «лучшей сохранности». Но к приезду в Смоленск специалистов из Москвы для изъятия святыни, в соборе уже работал антирелигиозный музей, и его сотрудники сделали всё возможное, чтобы бесценная реликвия не была увезена.

Из святынь Успенского собора заслуживает внимание икона «Преподобный Авраамий и мученик Меркурий Смо­ленские». Икона была написана в 1711 году для иконостаса деревянного Богоявленского собора. Затем её поместили в каменном Богоявленском, а в 1850 году передали в церковь села Свиряково (Сверчково), в 28 верстах от Смоленска. В советское время икона была передана в антирелигиозный музей. Особенностью иконы является изображение на ней Смоленска, при этом внешний облик городских храмов и башен крепости передан с достаточной достоверностью.

В соборе до сих пор хранятся сандалии Меркурия Смоленского, в которых он ходил на поле брани с монголо-татарами в 1239 году. К сожалению, в 1812 году из собора французами было похищено его копьё, а в 1954 году украден шлем.

Рядом с вышеупомянутой иконой находится икона Божией Матери «Казанская». Икона напи­сана в 40-е годы XIX века и относится к местной школе живописи. 21 ноября 1991 года образ про­славился чудесным мироточением.

Мироточением 14 марта 1994 года просла­вилась также икона преподобного Серафима Саровского. Она находится в притворе собора на северной стене слева от входа. Икона датиру­ется началом XX века.

Рядом с иконой преподобного Серафима Са­ровского находится усыпальница собора. В ней в 1996 году перезахоронены останки четырех смоленских митрополитов: Симеона IV (Милю­кова), Сильвестра II (Черницкого), Сильвестра III (Крайского) и Дорофея (Короткевича). Ранее они покоились в часовне Троицкого монастыря, а в 1930-е годы их останки тайно перевезли на Тихвинское кладбище.

Покидая Успенский собор, ещё раз полюбуем­ся его красотой и величием. Умели наши предки создавать на века! А задача ныне живущих — сохранить всё это для будущих поколений.


Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 3 [27] — июнь / июль 2017

Exit mobile version