Дата первого упоминания нашего города в летописи (863 год) является и первым документальным подтверждением наличия судоходства по Днепру. Как известно, проплывавшие тогда князья Аскольд и Дир увидели Смоленск как «град велик и мног людьми». В 1015 году в устье впадавшей в Днепр реки Смядынь убили князя Глеба, следовавшего через Смоленск. Смядынская бухта была очень удобна для захода судов – «корабле-цов», «насадов» и «учанов». Останавливались здесь московские, тверские, вяземские купцы, а позже – и литовские торговцы.
Через Смоленск проходил великий торговый путь «Из варяг в греки».
Еще одна пристань существовала в устье речки Кловки. Здесь размещался «Гостиный двор Литовский» со складами товаров. Со временем из-за вырубки лесов реки Смядынь и Кловка обмелели и пересохли. Однако вплоть до второй половины XIX века речные перевозки по Днепру играли важную роль в экономике Смоленщины. По реке сплавляли хлеб, пеньку, пушнину, лес и стройматериалы. Причем бурлаки в то время были не только на Волге, но и на Днепре – большинство грузов сплавляли именно таким способом, при помощи бечевы и весёл.
Первые пароходы
История пассажирского пароходства по Днепру в Смоленске имеет весьма интересную историю. Идея его осуществления зрела длительный срок. Ещё с 1873 года по распоряжению министра путей сообщения проводились исследования русла Днепра от Дорогобужа до Киева. Они показали, что при затратах в 300 тысяч рублей на расчистку мелей и порогов, судоходство от Смоленска до Киева вполне возможно. Тогда и начались определённые подготовительные работы, по неизвестным причинам вскоре остановленные. Ещё раз вопрос о возможности пассажирского судоходства в Смоленске поднимался при губернаторе А.Г. Лопатине в 1879 году. Но денег на осуществление этого дела, увы, не нашлось. Дело сдвинулось с мёртвой точки в 1902 году.
Капитан парохода «Отважный» Фридрих Карлович Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход – «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Федоровичу Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из-за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев.
В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для этих целей был выделен участок береговой линии (слева по течению Днепра) на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань была построена. Она располагалась выше старого моста и представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения. В одном из них хранились грузы, а два других были залами ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели.
Ещё один любопытный факт. Если внимательно присмотреться, перед мостом были сооружены некие ледокольные конструкции уже в XIX веке. Они в том числе приближали сезон навигации.
Дальнейшее развитие судоходства
К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1-й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки наземных судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате их деятельности Катынские пороги были освобождены от огромных валунов, мешавших судоходству, и открыто движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья.
Итак, одна из пристаней располагалась у церкви Тихона Задонского.
Другая, Пятницкая — практически напротив, по другую сторону берега.
В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилёвом пароходы судовладельца Маховера. Пароходы находились в ведении Судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения.
Особенностью смоленского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобелянские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы.
Итак, накануне революции движение пассажирских судов осуществлялось по линиям:
Смоленск — Дорогобуж (пароходы: «Павел» на 60 мест, «Таня» на 75 мест),
Смоленск — Орша (пароходы: «Удалой» на 200 мест,«Бесядь» на 100 мест).
После революции
Уже в советское время в Заднепровье была построена пристань «Смоленск» Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней – судоремонтная мастерская. Пассажиров тогда перевозили колесные пароходы «Пятилетка», «Советская Беларусь» и несколько речных трамваев, грузы – девять барж и буксирный пароход «Правда». В 1940 году речные суда перевезли 114 тысяч человек и свыше двух миллионов тонн различных грузов.
В истории смоленского флота есть множество героических страниц. Так, 21 июля 1941 года разведкатер «Дзержинский», отправленный в уже оккупированный врагом Смоленск, собрал нужные данные и, прорвавшись через огненный заслон, сумел доставить их к месту назначения.
Использованы материалы со следующих ресурсов:
http://smolbattle.ru/threads/Пароходство-в-Смоленске.1116/
http://forum.smolensk.ws/viewtopic.php?f=59&t=37019
https://pastvu.com/ps/1?f=r!348
1 комментарий
Благодарю за интересную подборку.