Навигация победного 1945 года началась в Смоленске рано — 3 апреля. На участке Днепра протяженностью 141 км трудяги-пароходы тянули баржи с грузами и лесом, буксировали плоты, подвозили торф из Гусина.
Прохождение судов в черте Смоленска ещё затруднялось неубранными металлическими фермами под высоководным городским мостом по Большой Советской, остатками свай низководных мостов у ликёро-водочного завода и «базарного съезда». На речном участке от Лопина до Сырокоренья перевозили пассажиров отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места).
Так постепенно возвращалась к жизни смоленская пристань.
Для удобства горожан были организованы две лодочные переправы через Днепр (на Рачевке и ниже пристани), работавшие с 6 часов утра до 10 часов вечера. Подобные переправы действовали также в Сырокоренье и Катыни.
C 1963 года в состав речного флота вошли теплоходы типа «Москвич» (проект 544): «Днепр», «Ока», «Десна», «Енисей» и теплоход «Дон» (проект 222).
Речные маршруты из путеводителя 1963 года:
«Смоленск — Бовшево» (теплоходы «Десна» и «Енисей»),
«Смоленск — Боровики» (теплоходы «Енисей» и «Дон»),
«Смоленск — Лопино» (теплоходы «Днепр» и «Дон»),
«Смоленск — Ратчино» (теплоход «Дон»),
«Смоленск — Красный бор» (обслуживается теплоходами «Десна», «Дон», «Енисей» в воскресные дни).
В 1972 году смоленский флот пополнил быстроходный мелкосидящий теплоход типа «Заря» (проект 946) с водомётным движителем.
Также функционировал «Речной вокзал».
Справедливо будет упомянуть, что в черте города был городской пляж. Он находился на Рачевке, на левом берегу Днепра, восточнее дома №3 по Набережной Горького, в котором тогда располагалось какое-то водяное ответвление ДОСААФ. Они же в случае чего и спасатели на водах, для каковой надобности и патрулировали на лодке вдоль берега туда-сюда, иногда даже с легким водолазом наготове.
Это наша история, когда был пляж, зонтики, спасалка, гонки на скутерах, гребля на ялах, байдарках и каноэ, гоняли плоты, ходили теплоходы, да и многое, что сейчас эмоционально не опишешь. …
Июль 1973. Стоянка лодок около Мебельной фабрики. На снимках — теплоход типа «Москвич» (проект 544).
В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 года запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 года №898 «Об усилении природы и улучшении использования природных ресурсов». Официальными причинами этого тогда назывались «размыв берегов» теплоходами и наносившийся ими «ущерб рыбному хозяйству». На судах типа «Москвич» пассажироперевозки не запрещались.
Однако, уже в 1978 году пристань «Смоленск», как предприятие, была ликвидирована, а все суда, находившиеся на её балансе и которые не были списаны, приказом по пароходству и с разрешения МРФ были распределены по другим ведомствам, а частично — переданы в БССР (Белоруссию).
Что касается реальной причины закрытия — насколько ведомо их тоже несколько, объективных и субъективных, как то: обмельчание Днепра (из-за интенсивных мелиоративных работ 60-х и вырубки лесов) и нежелание (или невозможности) местных властей чистить русло, полный износ к середине 70-х годов матчасти, развитие автотранспорта и дорожного хозяйства (как следствие — потеря значимости реки как транспортной артерии, в первую очередь для грузоперевозок).
3 комментария
Только маршрут Смоленск-Лопино на самом деле был маршрутом до парома между Шутовкой и Лопино, так как само Лопино было в 2-х км от Днепра на берегу притока Большой Вопец.
Помните детские пластмассовые пароходики именно такой модели? У меня был…
Есть настойчивое мнение, которое высказывал бывший секретарь обкома комсомола Валерий Атрощенков — участник совещания, на котором было принято решение о запрете судоходства. По его словам, тогдавшний руководитель КГБ области порекомендовал это сделать из-за того, что пароходы проходили мимо Козьих Гор, где покоились останки расстрелянных в огромном количестве людей. Человеческие кости периодически вымывались водой, и чтобы пассажиры не увидели их ненароком, главный смоленский чекист настаивал на закрытии судоходства. Клименко ничего не оставалось, как согласиться с ним.