Первая железная дорога: Риго-Орловская
Первой через Смоленск в 1868 году прошла ветка Риго-Орловской железной дороги. Эта казенная железная дорога проходила по территории Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской, Орловской губерний России и связывала центр страны с Балтикой. Она была открыта 22 ноября 1868 года, т.е. полтора века назад.
Вторая железная дорога: Московско-Брестская
Смоленский губернатор 1871—1880 годов Александр Григорьевич Лопатин, которого большинство жителей региона знает только по основанию Лопатинского сада, активно содействовал превращению города в крупный транспортный узел. Именно при Лопатине в 1870 году через Смоленск прошла вторая ветка железной дороги от Москвы до Смоленска, которая получила название Московско-Брестской, и в 1878 году она продолжилась до Бреста.
Проектирование этой ветки началось еще в 1867 году, когда Смоленское земство получило «высочайшее повеление» провести исследование местности между Смоленском и Москвой «для соединения городов сих железною дорогою». В Смоленске изыскания проводились за счет частных лиц. 15 декабря 1868 году концессия на строительство Московско-Смоленской дороги была утверждена императором Александром II.
На первом этапе строительства дорога называлось Московско-Смоленской. Ее строительство велось одновременно из Москвы и из Смоленска. Подвижной состав был заказан в Западной Европе. 9 августа 1870 года первые рабочие поезда прошли от Смоленска до Гжатска (ныне — Гагарин). Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года.
В честь столетнего юбилея войны 1812 года эту железную дорогу переименовали в «Александровскую». В августе 1922 года Александровская и Московско — Балтийская железные дороги были объединены в Московско — Белорусско — Балтийскую ветку.
Интересно, что в первые годы своего существования нынешний Белорусский вокзал в Москве назывался Смоленским, а сама станция и сегодня официально называется Москва-Пассажирская-Смоленская.
Два вокзала
Таким образом, первоначально через Смоленск проходили две железнодорожные ветки — Московско-Брестская и Рижско-Орловская, и в городе было, соответственно, два железнодорожных вокзала, ставших крупными перевалочными пунктами своего времени. Оба здания стояли параллельно, и были соединены между собой аркой с часами (см. фотографию ниже, слева — Риго-Орловский вокзал, справа — Брестско-Московский, уже пострадавший от первой немецкой бомбёжки).
Первые вокзалы прослужили до начала Великой Отечественной войны, когда они были разрушены во время бомбежек. Современное здание вокзала было построено в 1949-52 годах по проекту архитекторов Б.С.Мезенцева и М.А.Шпотова.
Третья железная дорога: Рязано-Уральская
На рубеже XIX – XX веков через Смоленск проходила и третья железная дорога, которая называлась Рязано-Уральской. Ее название произошло от её крайних пунктов: Рязани на северо-западе и Уральска на востоке. Строительство ветки на Смоленск от станции Данков в Липецкой области началось в 1897 году. В Смоленске эта ветка была тупиковой, имела общую пассажирскую станцию с Риго-Орловской железной дорогой. Товарная станция Смоленск Рязанско-Уральской железной дороги была расположена в Заднепровском районе города немного восточнее.
В 1953 году по решению Совета Министров СССР в стране произошло укрупнение дорог. Рязанско-Уральская и Сталинградская железная дорога были объединены в одну дорогу, которая названа Приволжской дорогой.
Четвёртая железная дорога: Смоленск-Могилёв и третий вокзал
В тридцатые годы XX века появилась идея построить в городе ещё одну ветвь железной дороги, которая должна была проходить через север Смоленской области, по юго-восточной и южной окраине Смоленска и соединить его с Могилёвом.
И в 1931 году в Смоленске, на пересечении современных проспекта Гагарина и улицы Кирова началось строительство второго железнодорожного вокзала. До войны успели построить лишь одно административное здание. В нем разместились Управление Западной железной дороги и Желдорстрой: туда были переведены основные службы из зданий, стоящих между путями за этими вокзалами (см. фото выше), а также из здания РУПР на ул. Жукова (где сейчас размещается Смоленское отделение Московской железной дороги). Чтобы добраться до главной железнодорожной конторы, проложили «однопутку» и пустили маленький трамвайчик. По ряду причин, в том числе из-за войны — железнодорожная ветка так и не была построена.
После присоединения смоленского ж.д.-узла, который в конце пятидесятых годов уже стал Калининской дорогой, к Московской дороге в 1963 году, здание Управления железной дороги было отдано под учебный корпус СФМЭИ (до 1966 года), а затем в нём расположился Институт токов.
В постперестроечные времена помещения одного из зданий несостоявшегося вокзала сдавали в аренду, а затем и окончательно распродали. Ныне в нем находится филиал финансовой академии, бывший филиал ВЗФЭИ.
Современного пригородного вокзала до и после войны не было, его построили где-то в 2005 году.
При подготовке частично использован материал Михаила Ефимкина в газете АиФ-Смоленск.