Другой Смоленск

Что вы знаете про Оленя на Блонье?

Часть 1: «Рождение» в Восточной Пруссии

Вторая часть тут: http://drygoi-smolensk.ru/history/chto-vyi-znaete-pro-olenya-na-blone-chast-2_2415/

У каждого города есть свои символы. Кроме официальных — герба и флага — обязательно найдётся и несколько неофициальных и, иногда, именно они, подчас куда более оригинальные, затмевают собой скучный официоз. Есть такой символ и в Смоленске — это скульптура Оленя на Блонье.

Ещё в давние времена рыцари в перерывах между войнами устремлялись на юго–восток владений Тевтонского ордена, в Роминтенскую пущу на большую охоту за кабанами, зубрами, турами, лосями и оленями. Охота была увлекательна: холмы и озерцы, таинственные болотца, множество небольших ручьев с пологими и даже с высокими обрывистыми берегами создавали возможности для укрытия животных, и, в равной степени, для засад охотников. В те времена, когда охотились не для развлечения, а исключительно для пропитания, ещё в 1576 картограф Каспар ХЕННЕБЕРГ на карте Восточной Пруссии скрупулезно отметил в Роминтенской пуще очень важный объект — «ягдхаус» — охотничий домик (рис. 1).

Рисунок 1

Прошли столетия, изменились отношения к охоте. В 1891 году «ягдхаус» по прихоти императора Вильгельма II превращается не только в уютную, но и в оригинальную охотничью усадьбу, где все постройки и, даже, небольшая часовенка Св. Губерта, покровителя охотников, были выполнены из дерева норвежскими архитекторами Munthe и Swerre . Прусским аристократам и их иностранным гостям, зачастившим на охоту в Роминтенскую пущу, ради удовольствия и забавы, было чем подивиться, когда средь леса возникали крыши усадьбы напоминающие форму древних кораблей викингов — драккар — с головами драконов
Охотничья усадьба в 1891 году (рис. 2).

Рисунок 2

Охотничья усадьба в 1920-х годах (рис. 3).

Рисунок 3

Ритуалом стало испросить разрешения и замолить свой грех на охоту в губертовской часовенке (рис. 4),

Рисунок 4

а после охоты, разогретые пуншем и жарким огнём камина, – непременные байки и многократный пересказ легенды как рыцарю Губерту привиделся олень с золотым крестом между рогов (рис. 5).

Рисунок 5

И, конечно же, будни роминтеновских охот не обошлись без придворного художника, воспевающего прелестные пейзажи, острые моменты охоты и красоту животных – это был Рихард ФРИЗЕ, уроженец Гумбинена. Его две скульптуры оленей, украсившие по обеим сторонам мостик речки Роминте стали первыми скульптурами оленей в Восточной Пруссии (рис. 6).

Рисунок 6

В 1909 году в окрестностях своего охотничьего домика в Роминтенской пуще кайзер Вильгельм II подстрелил оленя с удивительно витиеватыми рогами. Охотничий трофей настолько понравился императору, что он решил увековечить его в бронзе. Для этого снова был приглашён известный в то время скульптор-анималист Рихард Фризе. В 1910 году у часовни святого Хуберта на невысоком постаменте была установлена скульптура. Получившийся бронзовый олень оказался примерно в полтора раза больше оригинала (рис. 7-10).

Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10

Примечание:
Если и сейчас подойти к Оленю и присмотреться, то можно увидеть след входного отверстия во лбу между глаз, от пули выпущенной кайзерром в благородное животное. Вильгельм II специально приказал скульптору отметить место попадания пули на бронзовой статуе оленя, чтобы хвастаться своей меткостью перед гостями.

Exit mobile version