Перед нами один из крупнейших памятников дворянской культуры — усадьба Барышниковых в Смоленской области.
Поражает сей дом не только своими неимоверными размерами, но и внешним украшением одного из фасадов
в виде шедевра чугунных дел мастера — огромного кованого балкона с фигурными столбами и ажурными решётками.
Внутри дома сотни комнат и шедевры печных дел мастера — красивейшие изразцовые печи.
В парадной дома уцелела настенная и потолочная роспись, а в танцевальном зале парные колонны.
До наших дней сохранился практически весь усадебный ансамбль: главный дом окружают флигеля, конюшня, два храма, школа, множественные служебные и хозяйственные постройки и ещё одно чудо — Андреевская крепость
— скотный двор построенный в виде настоящей крепости с угловыми башнями.
В строительстве этой усадебной жемчужины принимали участие известнейшие архитекторы того времени: М. Казакова и Д. Жилярди.
«Усадьба Алексино — один из крупнейших памятников дворянской усадебной культуры XVIII–XIX веков. Алексино известно как деревня с 1610 г. и входило в вотчину знатных землевладельцев Салтыковых. В 1774 г. было приобретено И.С. Барышниковым на имя своего покровителя графа И.Г. Орлова, так как лицам недворянского звания не разрешалась покупка крепостных. Вяземский посадский человек Иван Сидорович приумножил отцовское (Сидор Алексеевич Барышников владел заводом с лошадьми и собственным домом в Вязьме) состояние, занимаясь поставками продовольствия в армию, торговлей хлебом и откупами, и в 1768 году был пожалован Екатериной II чином титулярного советника. Его сын Иван Иванович унаследовал каменный дом в Петербурге, более 500 000 рублей, около 5000 крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях.»
Запас дровишек из местного парка. На первом этаже функционирует детсад.
Фасад дома на уровне второго этажа украшает шестиколонный портик на тосканских колоннах.
Иван Иванович Барышников был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, вступил в масонское общество.
Дослужился до звания майора артиллерии, что давало ему право на потомственное дворянство (1789 г. – диплом на дворянское звание) и закрепления на свое имя приобретенных отцом имений.
В 1784 году он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу.
Оставшуюся часть жизни И.И.Барышников провел в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом.Являясь сам просвещенным человеком, И. И. Барышников выделял огромные суммы на развитие образования. В 1786 г. в Смоленске было торжественно открыто Главное народное училище. Присутствующие на открытии именитые гости провели добровольную подписку по сбору средств в пользу училища, по которой было собрано 7941 рубль, из них 62000 рублей пожертвовал И. И. Барышников. Он же в 1804 году при открытии Смоленской гимназии выделил на ее нужды 10000 рублей. Избранный в 1820 г. почетным смотрителем Дорогобужского уездного училища Иван Иванович подарил училищу каменный двухэтажный дом, стоимостью более 16 тыс. рублей и пожертвовал дополнительно на развитие училища значительные суммы.Много средств потратил Иван Иванович и на строительство храмов в своих имениях. Им построены следую щие церкви: в Алексине — каменная во имя св. Архистратига Михаила (1794 г.), в Озерище — каменная двухэтажная, в верхней церкви — престол в честь Успения Богоматери, в нижней — престол во имя св. Сергия Радонежского (1814 г.), в Неелове — деревянная на каменном фундаменте в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1796 г.), в Николо-Погорелом — каменная в честь первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи (1802 г.) Храм в Николо-Погорелом Иван Иванович построил как усыпальницу для своего отца И. С. Барышникова. Проектировал это сооружение выдающийся архитектор М. Ф. Казаков, барельефы были выполнены не менее выдающимся русским скульптором ф. Шубиным. Усыпальница в Николо-Погорелом, к сожалению, уничтоженная в 1941 г., являлась одним из лучших произведений русского классицизма. (здесь ещё)
Мезонин с глубокой арочной нишей и лоджией.
Вид из окошка с обратной стороны.
Фрагмент фасада с массивным декором окна.
Обходим дом с другой стороны. Вообще нам понадобился ни один час, чтобы обойти всю усадьбу.
В конце XVIII — начале XIX веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Просвещенный человек, тонкий ценитель искусства, он привлек для строительства своего Алексинского имения таких выдающихся архитекторов, как Матвей Казаков и Доменико Жилярди. С 1770 г.строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова – ученика М.Ф. Казакова. С 1810-х г.г. для Алексино работал Д. Жилярди. Он, вероятно, проектировал усадебный дом (1819-1823 гг.). Строительство в усадьбе в этот период возглавлял крепостной архитектор Д. Поляков, ученик Д. Жилярди.
Чугунный балкон на фигурных колоннах, с ажурной балюстрадой и вазами относится к сер. XIX в..
Фрагменты кованого балкона.
Фигурные столбы с позолоченными капителям и вазами.
Вазы с золочённым лепестковым основанием.
Какие переплетения — какой богатый орнамент.
Одним словом — красота!
Ну, хватит ходить вокруг да около, пора и в дом заглянуть…
Роспись на стенах и потолке.
Фрагмент росписи.
Переходим из парадной в другой зал.
Комнат там полно, покажу лишь наиболее интересные.
Танцевальная зала.
На противоположной стороне такие же колонны.
Колонны венчают ионические капители.
Встретить такие печи большая редкость!
Какой богатый фриз и карниз у печки!
Какая-то б****ь оторвала головы «ангелочкам».
Другая просторная зала.
И тоже с изразцовой печкой
И снова красивейший орнамент фриза и венчание печи.
Там много таких красивых и более скромных печей.
Все печи производства » Завода П.А. Будникова Смоленскъ»
Знатный был купец-производитель.
Что ж, посмотрим, что ещё есть в доме. Арочные проходы
Очень интересная лестница
Освещалась дневным светом через окно непосредственно над лестницей.
Из мебели только это…
Теперь снова наружу, быстренько оглядим флигеля и служебные постройки, что рядом с домом.
Это жилые (когда-то) флигеля.
Служебные конторы и амбары
И под конец ещё одна офигительная достопримечательность этой усадьбы — Андреевская крепость —
оригинальный скотный двор в виде крепости, строился между 1798-1810 гг..
Часть стен глухие, в других же устроены помещения.
В 40 лет Иван Иванович Барышников женился на 16-летней московской барышне Елизавете Ивановне Яковлевой.
У них родилось 13 детей, из которых в живых осталось два сына и пять дочерей. Старший сын умер в 1829 году, дочери повыходили замуж, и единственным наследником Алексина стал Андрей Иванович Барышников — в честь него и названа крепость.
Андрей Иванович оставил воспоминания. Вот небольшой отрывок:
Доживши до 40 лет холостым, отец мой не думал уже жениться и рассказывал мне, что его намереньем было передать все имение в казну, с тем чтобы в Погорелом был открыт город, ибо это было самое время открытия разных городов по учреждению губерний, место же Погорелого считал он для города весьма удачным.По определению Свыше, так выражусь я, хотя это и не современно, Погорелое не сделалось городом, ибо отец мой сорока лет женился! Женился он в Москве на девице Яковлевой Елисавете Ивановне, сестре того известного заводчика Алексея Ивановича Яковлева, которому Император Александр за пожертвования в 12-м году на разоренную Москву дал в чине корнета Владимира 3-й степени, и тете того И. А. Яковлева, которому Император Николай 40 лет после это го за другие огромные пожертвования дал камергерство также в весьма невысоком чине. Говорят, что в Москве часто женят, но это делали обычно всякие матушки или тетушки небогатых девиц, чтобы пристроить невесту к месту. Отец мой так же женился почти, хотя совсем другим образом и для него гораздо более приятным. Невеста его была хорошенькая, молодая 16-ти лет, ему очень нравилась, и хотя он долго уж бывал в (ее) доме, но отзастенчивости своей не решался никак сказать ей это и попросить руки. Между тем, и невеста полюбила его, ибо хоть 40 лет, но он был замечательно хорош, как это видно по портрету того времени.
Вот однажды, как рассказывал мой отец, сидит он опять вечером у Яковлевых и думает уже, кончивши партию виста, ехать домой, но в это время подходит к нему мать моя. Когда он встал, (она) взяла его за руку и подвела к зеркалу. Как они стали перед зеркалом, она сказала отцу моему: Как Вы думаете о себе Иван Иванович, хороши ли Вы собою? — Помилуйте, как мне это думать,- отвечает отец мой,- мне уже сорок лет, можно ли быть в эти годы хорошим! — Ну так я Вам вот что скажу, Иван Иванович, на мои глаза, Вы очень хороши. После этого нечего было, конечно, долго еще отцу моему думать о том, может ли он в 40 лет понравиться. Он женился и жалел очень и долго, когда мать моя после родов тринадцатым ребенком от разлившегося молока в течение каких-то полгода скончалась. (отсюда)
Одна из восьми башенок. Без стены.
В постройках скотного двора до сих пор проживают люди.
Ещё немного истории:
В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Здесь находилась писчебумажная фабрика (устроена в 1787 г.), конный завод, большой плодовый сад. Последние наследницы имения Мария и Христина вели собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 годах. В 1-ой половине XIX века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. В 1913 г. на деньги, пожертвованные сестрами Барышниковыми, была построена двухэтажная кирпичная школа для крестьянских детей (в которой до сих пор учатся). В 1914 г. построена каменная больница.В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, одно время директором музея был М.М.Пришвин.В начале лета 1920 года он с семьёй приехал сюда из Москвы, спасаясь от голода. Писатель поступил работать учителем в школу, помещавшуюся в зданиях усадьбы. В своём дневнике 28 февраля 1921 года он оставляет запись, которая свидетельствует о тяготах и лишениях того времени: «Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженях от школы, а за полверсты – леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Вина отчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперь даются только голые стены школы и ученики, остальное всё он должен добывать сам. И всё жалованье 15 фунтов овсянки в месяц».
В главном доме был музей, и Пришвин по совместительству работал его заведующим.
«Теперь в парке пасут коров, и мальчики жгут костры, – писал он в своем дневнике. – Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился, и некому починить. В особняке живёт детская колония и устраивается школа второй ступени». Считается, что материалы этого периода жизни писателя легли в основу повести «Мирская чаша». (отсюда)
Одновременно в усадьбе размещался конный завод № 16 им. Буденного.
А теперь садимся в наш Бэтмобиль
и рвём обратно в Москву.
Вот такая необыкновенная усадьба ждала нас в Алексино.
_________________________
Закончив постройку усадебного дома в Николо-Погорелом, Иван Иванович возводит над могилой отца памятник в лучших традициях русского классицизма и мавзолей-ротонду по проекту архитектора М. Казакова. На фотографиях довоенных лет хорошо виден этот памятник с портретом Ивана Сидоровича в медальоне и фигурой плакальщицы в навер-шии. По характеру памятника, и профессиональному уровню его исполнения можно предположить, что создателем его мог быть художник равный талантом Федоту Шубину, Мартосу или Козловскому. Вполне вероятно, что автором его и был один из трех названных художников. Разрушен во время Великой Отечественной войны (отсюда)
Огромный архив семьи Барышниковых находится в Смоленском областном архиве.