ЗАО «Смоленский автоагрегатный завод имени В.П. Отрохова АМО ЗИЛ» был основан в 1943 году и в будущем стал одним из ведущих машиностроительных предприятий региона. В 1974 году автоагрегатный завод вошел в состав производственного объединения ЗИЛ. С 1995 года завод начал выпуск комбинированных машин для круглогодичного обслуживания дорог. За последующие 15 лет здесь было разработано и освоено более 20 моделей дорожных машин.
Чуть ниже вы поймёте, почему этот материал размещён в рубрике «Сталкинг».
Но для начала немного истории. Итак, начало 80-х годов прошлого века. Правительство СССР принимает решение о производстве новых автомобилей ЗИЛ с дизельным двигателем. Одному из филиалов ЗИЛа Смоленскому автоагрегатному заводу ставится задача производства коробок передач для новых дизельных автомобилей. Для этой цели на заводе строится новый корпус, и предприятие оснащается на тот момент самым современным оборудованием, в первую очередь станками с ЧПУ.
*На минуточку, ЧПУ — (иногда говорят просто «станок ЧПУ») – это станок с числовым программным управлением, который по специально заданной программе вытачивает деталь. Современные станки с ЧПУ объединенные при помощи роботов в автоматизированные участки и цеха — это норма современного цифрового производства. Примером может служить FANUC в Японии.
Итак, Смоленск 1978 год. Немецкие специалисты 3 года налаживают и успешно запускают первую в мире суперсовременную гибкую производственную систему от фирмы «Вернер и Кольб».
В СССР пока делать такие системы не умели. Но на станкозаводах работа велась, и подобные системы в конце 80-х годов работали на ряде российских предприятий. Система представляла собой непрерывное производство, где с одной стороны робот подвозил к станку инструмент (сверло или резец), а с другой стороны робот устанавливал заготовку. Всё. Такую линию из 8-ми станков обслуживал один оператор и один грузчик.
Не было винчестеров, данные загружались с перфокарт. Зазевавшиеся рабочие завода, никогда не видевшие роботов, пренебрегали техникой безопасности и получали травмы. Но все работало в три смены и без выходных.
Сегодня ИТ-технологии и вычислительные мощности достигли совершенной формы и готовы снова вернуться к станкам и в цеха. Только возвращаться тут, к сожалению, некуда.