Часть 2: Советское прошлое Оленя
Продолжение. Первая часть тут: http://drygoi-smolensk.ru/sights/chto-vyi-znaete-pro-olenya-na-blone_2423/
В 1944 году скульптура Оленя из Роминтенской пущи загадочным образом исчезла и через год была обнаружена красноармейцами на даче Геринга. После войны оленя перевезли в Смоленск.
В 1945 году на боку трофея всё ещё можно было прочитать надпись белой краской «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев N-ского корпуса!» Бронзовый олень был установлен на детской площадке в саду Блонье (рис. 1).
В этом месте нужно сделать небольшое отступление.
В годы оккупации Смоленска осенью 1941 года на детской площадке сада Блонье произошли страшные события. Далее приводим рассказ нашего подписчика Олега Севостьянова.
«Мой дед, Иван Епифанович до войны служил в конной милиции Смоленска, а моя бабушка, Ирина Лаврентьевна, ткачиха льнокомбината, была в него влюблена и собиралась замуж. Но тут случилась война. История, а именно дед и бабка (уже покойные) умалчивают о первых месяцах войны, но то что было в день входа вермахта в Смоленск, мне бабушка рассказала. Немцев ждали по Витебскому шоссе, поэтому все силы сосредоточились там, но вошли они в город по Краснинскому большаку, и шли так быстро, что были уже в районе современной улицы Николаева, а на площади Смирнова регулировщик Ковалёв еще регулировал движение. Оборону тут держали вместе с регулярными частями РККА и части НКВД. После занятия города немцы «сортировали» трупы. Не знаю, сами или с помощью пленных или жителей города, но погибших милиционеров в форме они свезли на Блонье и свалили на место, где сейчас стоит олень. Так вот моя бабушка, ТЕЛО ЗА ТЕЛОМ, перевернула всю эту гору трупов, чтобы найти своего жениха. Она его не нашла, он успел отступить и прошел всю войну до конца. А кто-то нашел своего отца, брата и жениха…
Помните об этом, когда прогуливаетесь и фотографируетесь в этом месте!»
Мирно текли послевоенные годы, всеобщий любимец смолян за это время неоднократно страдал от «чрезмерной любви» граждан и стал местом где каждый житель и гость города должен был сфотографироваться сам и сфотографировать свое чадо посадив его на спину бедного Оленя. В эти годы возле скульптуры обязательно был фотограф, предлагавший свои услуги, а рядом с ним стояла тренога с примерами фотографий на память (рис. 2-6).
Однако в начале семидесятых годов двадцатого века что-то сдвинулось в сознании определенной части нашей молодежи и, как следствие, радикально меняется ситуация вокруг оленя. Он сам превращается как бы в культовое животное, а пространство вокруг него становится типа ритуальным, если не священным.
И вот среди застоя детишек, мамаш и старушек нарисовались вдруг необычного вида патлатые и джинсовые бунтари, число которых стало стремительно расти. Видно, место это благодатное для подобной поросли. Теперь маргиналы забивали стрелки только у рогатого (кстати, в восьмидесятые более молодое поколение тусовщиков в пику старикам стало называть благородное животное ослом). Они очень любили оленя, но порой допускали издевательства над культовым животным. Залезали на него впятером и даже вшестером, били по бронзовому телу ногами, издавая дикие крики, стреляли по нему пробками из бутылок шампанского, как-то раз выкрасили его нижнюю часть золотистой краской…
Апогеем надругательств стало исчезновение одного рога, который, впрочем, по истечении некоторого времени чудесным образом вернулся на старое место. Рога смоленского Оленя исчезали за все время 4 раза, их просто отпиливали и сдавали как цветмет (рис. 7).
В середине девяностых известный своим нонконформизмом клуб передового искусства КЭПНОС устроил возле оленя акцию «Русское чудо», в центре которой лежало жертвоприношение. В дар магическому животному приносилась красивая славянская девушка. Рекой лилось дешевое вино, одуревали как устроители действа, так и собравшиеся поглазеть, но упившиеся винищем и вошедшие в транс обыватели. И так было до конца века ХХ-го.
Примечание от автора:
Интересный факт, что в 1994 году одна немецкая охотничья фирма захотели вернуть скульптуру себе. Но тогда у них это не получилось.
И еще. Скульптура Оленя до сих пор не является объектом культурного наследия земли Смоленской.