Достопримечательности

История самолёта ТУ-16 на Багратиона, или откуда в Смоленске взялся «барсук»

Смоленск – удивительный город. В городе, с населением в триста тысяч душ наличиствуют аж два аэропорта. Да, не работающие, да, законсервированные на 90%, но они всё же есть. И ещё удивительнее, что в этом же самом городе в качестве памятников, музейных экспонатов, одновременно стояло аж 6 самолётов. Возможно, их было и больше, но мои глаза насмотрели именно столько. Да, есть ещё (или был) корпус знаменитого на весь мир «кукурузника» в Тихвинке. Его использовали в качестве тренажёра парашютисты.

Но сейчас речь о самом «миролюбивом» самолёте. Ту-16. Советский тяжёлый двухмоторный реактивный самолёт, способный нести ядерный боезаряд. Он охранял голубое небо наших городов более 50 лет.

Интересные нюансы данного самолёта

Окраска самолёта, несущего ядерную нагрузку, выполнялась в белом, противоатомном цвете. На случай экстремальной посадки, конструкторы предусмотрели защиту «задницы» самолёта, снабдив его выдвижной пятой в киле самолёта. Постоять за себя в небе самолёт мог, огрызаясь по сторонам из семи двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23. Не ахти, какое вооружение, но лучше, чем просто помахать крыльями неприятелю и продолжить полёт, но уже с дырками в собственном корпусе.

История установки Ту-16 в Смоленске на улице Багратиона обросла дикими и немыслимыми легендами, став для нынешнего поколения чем-то сродни бородатого анекдота.

Само попадание самолёта в Смоленск так же похоже на полудетективную историю. Итак, поехали.

Год 1984-ый. От бетонки эстонского Тартау отрывается тяжёлый Ту 16 и берет курс на белорусскую Оршу. Изначально хотели, чтобы самолёт сразу посадили в Смоленске, но после некоторых размышлений от этой затеи отказались: ВПП (взлётно-посадочная полоса) Северного аэродрома была всего 1700 метров, тогда как для тяжёлой «тушки» требовалось почти вдвое больше. Инерция, итить её…

Чтобы избежать возможных жертв, экипаж самолёта в Орше сократили до двух человек. Замечу, что в обычное время на нём рассекают 6-7 человек. Также было снято всё оборудование: работали лишь оба двигателя, да три самых простейших прибора. Самолёт лишился даже тормозных парашютов.

4 октября 1984 года самолёт пересёк границу Смоленской области и взял курс на аэродром Северный. С треснувшими лонжеронами, на высоте всего 100 метров, лётчики провели машину над штабом воздушной армии, находившемся в районе завода холодильников. Отсутствие приборов делало полёт над городом и посадку чем-то сродни ювелирной операции – 200-метровая городская телевышка могла «прилететь» в плоскость самолёта в любой момент. Заход на ВПП осуществляли, ориентируясь по течению Днепра.

Как рассказывал позже один из членов экипажа, лётчик А.Ф. Осипов, данный полёт мог закончиться весьма плачевно для жителей Королёвки – малейшее отклонение руля могло увести многотонную машину прямо на кухню какой-нибудь новенькой квартиры строящегося микрорайона.

Для благополучного завершения полёта, перед посадкой экипаж открыл бомболюки. Вы, когда-нибудь высовывали голову из машины или поезда на ходу? Открывали рот? Вооот, говорить что-либо становится просто невозможно. Также и с нашей «тушкой». Открытые бомболюки «хапнули» воздуха, затормозив самолёт там, где он должен был остановиться. Вместо пиропатронов, выстреливающих парашюты, на земле в ладоши хлопали те, кто следил за полётом и приземлением.

Ну а дальше уже были другие тонкости.

Самолёт переместили на перекрёсток улиц Багратиона и Нахимова поздней ночью. Крылья отдельно, фюзеляж – отдельно. Тут же, в сквере его и собрали. Естественно, местных об этом событии не предупреждали – то ли решили, что если делать подарок, так соблюсти все традиции, то ли просто не посчитали нужным уведомить об этом население. Это и породило легенду о том, что в Смоленске в связи с ЧП экстренно сел самолёт. Угу. Военный. Прям в центре города. Угу. Конечно. У нас всегда так. Негде же приземляться. Только если в центре города.

Это сейчас, в век лазеров и информационных технологий об этом бы знали в Америке раньше, чем на той же Королёвке, а тогда… В общем, пока слухи доползли до окраин, обросли они такими дополнениями, что даже страшно подумать.

Таким образом, смоляне получили подарок: «Жителям города-героя Смоленска от воинов-авиаторов 46-й воздушной армии ВГК СН» — так написано на памятной табличке, установленной на бетонной опоре одного из шасси самолёта. Другая же табличка гласила: «В 1940 году в Смоленске сформирован 212-й отдельный бомбардировочный полк — ядро будущей авиации дальнего действия. Его первым командиром назначен подполковник Алексей Евгеньевич Голованов, впоследствии ставший маршалом авиации».

Сегодня мы видим сквер, который отреставрировали. Сложно сказать, что лучше – старый сквер, каким его увидели жители в далёком уже восемьдесят четвёртом или сегодняшнем, пара тысячь девятнадцатом… Однако, без сомнения — то, что я увидел поздним вечером, намного лучше вывороченной гранитной плитки под ногами, разбитых фонарей и трещин в асфальте. Особо радует тот факт, что при реставрации были закрыты все внутренности, дабы исключить праздные шатания смоленской молодёжи по корпусу самолёта (да-да, было и такое), пушки подняты и прижаты к корпусу, что тоже ограничивает эксплуатацию памятника не по назначению. Кабина пилотов подсвечена изнутри, путь перед самолётом освещают две рулёжные фары в стойке переднего шасси. Не забыли и про антенны, и ходовые огни в крыльях самолёта. Сами стойки постамента теперь не имеют наклонных плоскостей, по которым особо изворотливые Homo Sapiens умудрялись добираться до стоек шасси.

Сам же сквер, несмотря на кучу разногласий и недовольства отдельных жителей тоже преобразился. Шикарные фонари создают ощущение, что ты находишься в аэропорту, а грамотно сделанная подсветка, издалека создаёт ощущение, что самолёт уже оторвался от земли и набирает высоту. Позади памятника устроена площадка с качелями и лавочками – как раз для тех, кто прогуливается здесь со своим чадом или пришёл в детскую поликлинику.

Что ж, Смоленск потихоньку преображается. Плохо или нет – покажет время. Главное, сохранить в должном состоянии то, что имеем.

А для тех, кто спросит «Причём же тут барсук?» Ту-16 по НАТОвской классификации – Барсук.

Ту16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-16


Денис Бобылёв, Смоленск Online

Поделитесь в социальных сетях

7 комментариев

  1. о ту 16 знаю , что самолет и экипаж угробил его командир Плиев. очень поучительная история https://www.youtube.com/watch?v=QqbHdaWOdSQ

  2. расскажите, пожалуйста, про 6 памятников самолетам в Смоленске.

Оставить комментарий

Войти с помощью: