ДостопримечательностиИстория

Храм Святого Духа во Флёново

Храм Сошествия Святого Духа – уникальный памятник архитектуры конца XIX − начала ХХ века, созданный в имении князей Тенишевых во Флёново.

Закладка храма состоялась в 1900 году. Проект постройки разрабатывала княгиня Тенишева вместе с художником, архитектором Сергеем Малютиным и археологом, фотографом Иваном Барщевским. При взгляде на строение казалось, что оно соединяет в себе пирамиду, пагоду и «русский шатёр». В 1908 году для росписи внутреннего убранства храма был приглашён выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих. Храм в Талашкино никогда не был освящен православной церковью, а после революции использовался в качестве хранилища зерна.

Благодаря решению руководства страны в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» стало возможным выделение на реставрацию храма и уникальной мозаики свыше 46 миллионов рублей. С июля 2016 по сентябрь 2017 года была восстановлен фундамент, воссоздана кирпичная кладка, отмостка, окна, приведено в порядок убранство и подвальные помещения храма. Команда петербургских реставраторов смогла привести огромную мозаику Николая Константиновича Рериха «Спас Нерукотворный» с изображением лица Иисуса практически к первозданному состоянию.

Реставраторам удалось сохранить фрагменты росписи стен, созданной в начале XX века, и это позволяет надеяться на их полное восстановление по сохранившимся подлинным эскизам Николая Константиновича Рериха.

Теремок и Храм во Фленово служат не только центром культурного притяжения для смолян, но и привлекают туристов со всей России и других стран.

Поделитесь в социальных сетях

11 комментариев

  1. Игорь Чернов

    Кто придумал, что архитектура неканоническая? Сколько не доказывала Лариса Сергеевна Журавлева обратное, всё равно гуляет этот бред?

    • Добронрава Любимова

      а где можно почитать поподробнее, желательно ёмко :) ?

    • Игорь Чернов

      Надо искать книги Журавлевой. Вряд ли есть в интернете, в библиотеках конечно есть. Была отдельная публикация в газете, надо посмотреть у себя в архиве.

    • Добронрава Любимова

      Игорь Чернов а не был освящён же? а почему тогда? строчку я удалю сейчас, дабы не плодить ереси, ок.

    • Добронрава Любимова

      Ну и кстати вот статья о том же: http://www.lomonosov.org/esses/fouresses10331075.html

      «Курьез состоит в том, что официальная церковь того времени не приняла этого храма, то есть рериховских мозаик и росписи. Оно и понятно: церковь – это канон, не терпящий никакого вольного обращения. И если, скажем, на церковной росписи появилось изображение языческого символического солнца, или какая-нибудь неканоническая архитектура, или растительный, неканонизированный орнамент, или вдруг олени на одеждах богородицы, то церковь допустить этого не могла. Короче говоря, храм не освятили, церковной службы в нем ни разу не совершалось, по сути дела, он ни одного дня не был храмом, а оставался лишь уникальным и драгоценным произведением искусства.»

    • Елена Беликова

      Значит это не храм , а выставочный центр исторического граффити на религиозную тематику. А эскурсоводы называют храмом и туристы начинают кто как может креститься

    • Добронрава Любимова

      Елена Беликова без одобрения официальных «главных дядек» сразу не храм? )

    • Екатерина Волкова

      Елена Беликова,))))

    • Екатерина Волкова

      Я все время предполагала, что это просто подарок от любящей супруги мужу, там же склеп в подвале… или я что-то путаю?

  2. Игорь Чернов

    Вот нашёл скан у себя в архиве. Это по-поводу неканонической архитектуры. Полемика давняя. Считается, что храм не освятили из-за росписей Рериха, хотя Журавлева была другого мнения и даже показывала мне какие-то документы. По молодости я, к сожалению, не сильно вникал в подробности. Солоухин красиво писал о Талашкине, но надо понимать, что это мнение не искусствоведа, а писателя. Его «Чёрные доски», кстати, сыграли для меня большую роль в понимании древнерусской живописи.

Оставить комментарий

Войти с помощью: