Золотой век земли смоленской. Храм Петра и Павла. Церковь Михаила Архангела
Эпоху XII — начала XIII века часто называют «золотым веком» Смоленского края. Не то чтобы тогда не было богатых и бедных, болезней и смертей, а кругом царили гармония и всеобщее счастье. Бурное развитие культуры, образования, степень влияния смоленских князей на политику молодого государства и даже великокняжеский престол — все вместе это и определяло процветание Смоленской земли.Рассказ о сохранившихся памятниках домонгольского зодчества Смоленска. На этот раз речь пойдет о храме Петра и Павла и церкви Архангела Михаила.
Храм Петра и Павла
Точная дата постройки храма Петра и Павла, расположенного на правом берегу Днепра, неизвестна, как и его судьба на протяжении первых пяти столетий. В XVII веке, в польскую эпоху в нем находилась резиденция униатского архиепископа Льва Кревза-Ржевусского. Сам храм был превращен в костел, а с запада от него — пристроены двухэтажные палаты.
После 1654 года в храме вновь стали проходить православные службы. К палатам была пристроена шатровая колокольня. Столетие спустя над дворцом выстроили третий этаж, в котором разместилась придельная церковь Святой Варвары. «Так замечательный памятник XII века, храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором он занял явно подчиненное место — он был ниже и меньше дворцового корпуса», — пишут исследователи. Перестройка коснулась и самой церкви — значительно был поднят пол над древним уровнем, вместо древних окон появились новые, широкие. В конце XVIII столетия с северной стороны к храму пристроили придел Нила Столбенского. Он просуществовал недолго и был разобран из-за намокавшей северной стены. В начале XIX века у храма разобрали древнюю главу, в конце того же столетия были окрашены стены церкви, что объединило его с более поздними постройками. Церковь окончательно вписалась в окружавшую ее архитектуру и именно поэтому долго не привлекала внимания ученых.
Только в предвоенные годы начались научные исследования этого памятника. А при подготовке к празднованию 1100-летия Смоленска (в 1962–1963 годах) прошли реставрационные работы под руководством выдающегося ученого Петра Барановского. Тогда был удален третий этаж палат, отделен от них храм, а ему возвращен первоначальный облик. Исследования показали, что время постройки церкви относится к середине XII века, времени княжения Ростислава. Проводившиеся же позднее раскопки позволили выяснить, что уже на последнем этапе строительства в XII веке вокруг храма возвели несколько пристроек. Возможно, к моменту окончания возведения приделов и галереи храм выглядел именно так, как на одном из вариантов реконструкции.
Церковь Михаила Архангела
Церковь Архангела Михаила расположена в так называемой «княжеской местности» — на западной окраине современного города близ улицы Большой Краснофлотской. Первое летописное упоминание о данном храме относится к 1197 году. На основании этого упоминания хронологические рамки возведения церкви относятся к историческому периоду между 1180 и 1197 годами.
Это был княжеский храм, возведенный князем Давидом Ростиславовичем. Собственно, первое летописное упоминание храма связано с его смертью. Храм был поврежден во время осады Смоленска 1634 года, после чего в середине XVII века церковь перестроили. В 1713 году состоялось ее переосвящение, ремонтные работы и перестройка неоднократно проводились в конце XVIII века и трижды — в XVIII столетии.
Архитектурные детали XIX века были удалены в 1963 году, когда по проекту Петра Барановского началась реконструкция храма. В 1976–1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века и реставрацией отдельных деталей XVIII века.
* При подготовке материала использована информация из книги Н. Воронина, П. Раппопорта «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.»
Автор: Владислав Кононов в журнале «О чём говорит Смоленск»
12 комментариев
А почему не упомянули про Иоанна Богослова? Кстати, там сейчас что-то вроде возрождения! Храм имеет вроде даже свой хор.
Завтра будет вторая часть. :)
Интересно, а что то осталось от первоначального вида в церкви Иоанна Богослова?
Два существенных замечания: 1) Церковь Петра и Павла была построена в 1146 году… Византийский стиль постройки. Она на год старше года основания Москвы
2) ц.Петра и Павла никогда не была костелом, а с 1625 года по 1654 годы — являлась загородной резиденцией униатского Епископа. Униатская кафедра в этой церкви была основана в 1625 году Львом Кревза-Ржевусским.. (источник: Станислав Козлов-Струтинский. Павел Парфентьев. История католической церкви России. 2014)
и оба — спорные. вот например: http://scienceblogger.livejournal.com/366119.html
а, вот, вижу. добавили источник. почитаю.
Реставрация церкви Михаила Архангела (Свирска церковь)началась где-то в 80-х годах. А до этого стяла заброшенная и был там склад бумаги. А еще в ней снимался фильм — сказка «Горя бояться-счастья не видать».
П. ц.Петра и Павла была освящена первым епископом смоленским греком Мануилом в 1146 году.. Надо мне поискать большую статью о нгем.
Зодчество Смоленска XII–XIII вв. — Архи.ру
https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850569649&fl=5&sl=1
18)
Картинки по запросу Определить дату церкви Петра и Павла помогает только что рассмотренный нами Борисоглебский собор Смядынского монастыря, единственный точно датированный памятник смоленской архитектуры XII в. Он имеет с Петропавловским храмом столь много общих художественных и технических черт, что нет никаких сомнений в их ближайшем хронологическом соседстве. Можно даже с уверенностью говорить, что оба памятника — дело рук одной строительной корпорации — артели. Таким образом, датировка памятника 70-ми гг. XII в. должна быть решительно отвергнута. Он принадлежит к строительству времени Ростислава и может быть отнесён к середине XII в.
А в житие первого епископа Смоленска грека скопца Мануила четко написано, что он в 1136 году основал смоленскую кафедру, а в 1146 году освятил ц.Петра и Павла, что четко сходится и с исследованиямит Раппопорта и Воронина. Да найду же я у себя огромную статью о нем Краснопёрова., там все четко расписано
Алексей Гурзов но ведь на Руси летоисчисление до Петра было «от Сотворения Мира в Звездном Храме».Или церковники уже придерживались нового летоисчисления, или «Житие» адаптировано?
Ну если нравиться + 5508 и будет от сотворения..