Золотой век земли смоленской. Церковь Иоанна Богослова и «церковь Пятницы на Малом Торгу»
Эпоху XII — начала XIII века часто называют «золотым веком» Смоленского края. Не то чтобы тогда не было богатых и бедных, болезней и смертей, а кругом царили гармония и всеобщее счастье. Бурное развитие культуры, образования, степень влияния смоленских князей на политику молодого государства и даже великокняжеский престол — все вместе это и определяло процветание Смоленской земли.
В предыдущих постах мы писали о двух древних и знаменитых домонгольских храмах Смоленска: церкви Михаила Архангела (Свирской) и храме Петра и Павла. Это широко известные постройки – их знают как в самом Смоленске, так и любители архитектуры за пределами города. Первый храм уникален в своей архитектуре, второй – восстановлен практически в своем первоначальном облике на середину XII века (за вычетом галерей).
Третий же храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», а ныне это – церковь Иоанна Богослова, известен гораздо меньше. Главная причина этого – намного более худшая сохранность. От XII века, фактически, уцелела лишь коробка основных стен: нету ни приделов с галереями, ни сводов, ни главы. Потому и внешне он выглядит более эклектичным и «современным». Тем больше поводов рассказать об этом интересном памятнике архитектуры.
О строительстве храма Иоанна Богослова мы узнаем из летописного некролога смоленского князя Романа Ростиславича, умершего в 1180 году и княжившего в Смоленске с 1160 по 1180 годы с перерывом на 1174-1177 гг: «манастыри набдя и созда церковь камену святаго Иоана, и украсив ю всяким строеньемь церковным, и иконы златом и хиниптом украшены, память здевая роду своему, паче же и души своей оставление грехов прося».
Кто-то из историков датирует этот храм 1173 годом, кто-то пока останавливается на широкой датировке в 1160-1180 годы.
План и реконструкция первоначального облика
Судя по всему, Иоанновский храм построен после церкви Петра и Павла. Некогда они были почти двойниками – они одного размера, у них схожие планы. Скорее всего, церковь Иоанна Богослова получилась чуть более вытянута вверх, представляя собой следующий этап эволюции смоленской архитектурной школы. Интересно, что если к храму Петра и Павла галереи и приделы пристраивали постепенно, то здесь основной объем здания, восточные приделы и трёхсторонняя галерея-усыпальница вокруг основного объема храма появились одновременно. Это неудивительно: Иоанновский храм задумывался как семейный, придворный и мемориальный храм князя.
Время пощадило церковь Иоанна меньше других построек – обвалились столбы, своды, купол. На 2-3 метра внутри он был заполнен строительным и кладбищенским мусором. Все это произошло во второй половине XVII века. В XVIII веке храм попал в руки «реставраторов», которые восстанавливали его в соответствии со своими представлениями о прекрасном. В итоге мы имеем то, что можем видеть на фотографиях. Тем не менее, даже такая сохранность памятника – это редкость для смоленского домонгольского зодчества, ведь большинство известных построек Смоленска открывали для нас уже археологи.
Итак, всем известны три сохранившиеся (в разной степени) храма домонгольского зодчества: церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила. Все они, как и большинство несохранившихся церквей, расположены вдоль Днепра — главной градостроительной и транспортной артерии Смоленска того времени.
Но большая часть доказательств былого величия Смоленска сокрыта в земле. Речь об обнаруженных и еще неизвестных фундаментах каменных строений. Ведь только богатое, сильное княжество и просвещенный князь могли позволить в ту пору каменное строительство, тем более с созданием собственной смоленской архитектурной школы. Которая, доказано учеными, существовала в Смоленске в ту пору. В городе работало две артели — княжеская и епископская, которые обеспечивали полный строительный цикл: от обжига кирпича до росписи стен. Результаты их деятельности изучают археологи и специалисты по древней архитектуре, раскопавшие и описавшие остатки более чем тридцати смоленских храмов XII века. Сколько их, необнаруженных и неизученных — никто не знает.
Неизвестный каменный храм на набережной («церковь Пятницы на Малом Торгу» по Белогорцеву)
В 2012 году близ набережной Днепра (в районе улиц Бакунина и Большая Краснофлотская) был обнаружен фундамент неизвестного ранее каменного храма. Его изучением уже в этом году занималась особая экспедиция Российской Академии Наук. По мнению руководителя экспедиции, члена-корреспондента РАН Владимира Седова, этот храм был построен смоленскими мастерами на рубеже XII–XIII столетий и просуществовал до рубежа XIV–XV веков. Название храма неизвестно — первоначальное его определение Пятницким (по названию местности) не подтверждается. Ведь и в 1951 году, при строительстве поблизости жилого дома на Большой Краснофлотской улице, располагающегося ныне к востоку от храма Иоанна Богослова, были обнаружены остатки древней церкви. Археологическими раскопками тогда руководил начальник отдела архитектуры при облисполкоме Игорь Белогорцев. Обнаруженный храм он первым определил церковью Пятницы на Малом Торгу — постройка домонгольского периода находилась близ Пятницкого ручья и Пятницкой проездной башни крепостной стены. Археологи Николай Воронин и Павел Раппопорт в книге «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.» говорят о том, что «называть раскопанную Белогорцевым церковь Пятницкой можно лишь очень условно». Тем не менее, именно так называется она в официальных документах.
Как будет назван недавно обнаруженный храм в официальных документах, станет ясно в ближайшее время. Ведь его необходимо ставить на государственный учет как вновь выявленный объект культурного наследия. Засыпать грунтом и законсервировать для будущих поколений археологов — один из вариантов сохранения, но не самый лучший для развития Смоленска как туристического центра. Второй вариант современного отношения к историко-культурному наследию и его рациональному использованию — музеефикация. Накрыть стеклянным саркофагом, воссоздать внешний вид храма, обустроить прилегающую территорию — и поток туристов обеспечен. Как на рисунке Сергея Гонкова, представившего один из рабочих вариантов.
Внешний вид храма, по мнению ученых, повторял храм Петра и Павла, расположенный на улице Кашена. В это сложно сейчас поверить, но и церковь Иоанна Богослова близ моста через Днепр была когда-то почти его двойником, разве что, возможно, несколько выше. Эта церковь была построена во второй половине XII века в качестве дворцового храма смоленского князя Романа Ростиславовича. К концу XVII столетия храм оказался почти полностью разрушенным. Ученые определили, что в это время храм Иоанна Богослова стоял без столбов, сводов, главы и приделов.
А в 1763 году «старанием майора А. Васильевского и смоленского мещанина Никифора Верзина» и повторно, спустя 23 года, в 1786-м — епископа Парфения храм «реконструировали». В кавычках, потому что от древней постройки мало что осталось — сломаны и переложены своды, заложены древние узкие окна и сделаны новые широкие, фасады покрыты толстым слоем штукатурки… «Храм сей через переделку… совершенно утратил свой древний вид», — констатировал первый смоленский историк Никифор Мурзакевич. О том, как церковь выглядела до этой кардинальной перестройки, можно судить по проекту реконструкции ученых.
По материалу Владислава Кононова в журнале «О чём говорит Смоленск» и https://scienceblogger.livejournal.com/367006.html
Комментариев нет