Сегодня мало кому известно, что еще сто лет назад в Смоленске издавался детский иллюстрированный журнал. Назывался он «Родная Русь» и выходил в свет раз в две недели в 1910-1911 годы. Издателем журнала была писательница и журналистка Евгения Павловна Туржанская (урожденная Алферьева, псевдоним Евгения де Турже-Туржанская; 1869-1932, Москва). В 1902-1910 годы в Смоленске и Москве печатались ее брошюры, сборники очерков, рассказов, сказок для взрослых. Евгения Павловна оказалась в Смоленске в конце 1890-х годы в связи с тем, что ее супруг был назначен помощником начальника Смоленского почтово-телеграфного округа, и город она покинула в связи со смертью мужа. Видимо, служба мужа определила, что журнал «Родная Русь» издавался «в пользу С.-Петербургского попечительства о нуждающихся в благотворительном призрении детей служащих Почтово-телеграфного ведомства». Стоит добавить, что Евгения Туржанская была матерью известнейших советских военных летчиков: одного из основателей штурмовой авиации СССР, генерал-майора Александра Александровича Туржанского и первого Героя Советского Союза, получившего награду за боевые заслуги (1936 г.), полковника Бориса Александровича Туржанского.
В журнале публиковались дневники гимназистов. Хотя эти материалы представлены в журнале от имени учащихся Р-ской гимназии, их назидательный тон и повествовательное изложение выдают плод труда литератора. Почти наверняка можно утверждать, что написаны они редактором журнала Е.П. Туржанской. Несмотря на литературность, а не документальность «дневников», они отражают свою эпоху, характеризуют психологию учащихся подростков, их отношение к учебе, быт и в целом аромат минувших дней, которые, как оказывается, не так уж сильно отличаются от нашего времени. Размещаю один из таких «дневников» (Родная Русь. 1910. № 7. С. 12-14).
Из дневника гимназиста
«Апрель. Проходит Пасха, а я ее не заметил. Ужасно быстро пролетела. Приближается скучное время долбления уроков, сидения в душном классе, выслушивания замечаний директора, учителей. Как все это скучно, как надоело! Со страхом и душевным прискорбием подумываю о предстоящих двойках и единицах, так как вовсе не учил уроков и за все праздники не брал в руки книг. До них ли было?
Праздниками проснешься, валяешься, валяешься на постели, знаешь в гимназию идти не надо. Подумаешь о пасхальном столе, о куличах, пасхе, вкусных мазурках, сладких наливках о всяких сладостях до которых я такой охотник.
Выйдешь к столу часам к 12 дня. Папаша ворчит, хмурится, а мамаша его успокаивает: полно сердиться, теперь только Ване и отдохнуть! он ведь всю зиму не высыпается. У него развивается малокровие…
Папаша покачает головой, а я себе посмеиваюсь, да уписываю за обе щеки мазурки, пирожные…
Я очень люблю мамашу. Она за меня всегда заступается. Ну, я пользуюсь этим: иной раз пропускаю урок, прогуляю где-нибудь с товарищами, вместо уроков читаешь Пинкертона, Шерлока Холмса, Ника Картера и проч.
И за что нам ставят плохие баллы? – За всякий пустяк.
Не захватил балльника, забыл книгу, тетрадь, насадил клякс, не поставил твердого знака, ущипнул товарища, подсказал ему урок, засмеялся…
Я вот терпеть не могу латинского и немецкого языков. Они мне очень трудно даются. Заткнешь уши, учишь-учишь, на утро смотришь, из головы все вылетело. Зато у меня по немецкому и латыни всегда красуются двойки. А чем я виноват? Когда я начинаю зубрить, непременно захочется спать. И так всегда. Да потом, разве я немец или будущий доктор? – Только мозги себе дурманишь.
Когда мне не захочется учить уроков, я жалуюсь мамаше на зубную боль или мигрень. Она всегда мне верит и сочувствует.
Однажды я получил единицу по математике и переправил ее на «4». Когда папаша узнал, то ужасно рассердился, позвал меня в кабинет, начал читать наставления. Целый час читал, а я стоял и ждал, когда он кончит. Чего, чего только не говорил папаша: что я лентяй, что из меня ничего не выйдет путного, что ему стыдно за меня перед директором, что меня могут исключить…
Мамаше стало меня жалко, она отозвала меня и дала мне палку шоколада. Добрая мамаша! Она мне иногда говорит: ты у нас единственный сын, Ваня, имение и дома после нас будут твои… Мне жалко, что ты так утомляешься… Ведь все равно, трудиться тебе не придется.
У тебя такое слабое здоровье…
А когда я буду помещиком, зачем мне языки? Мужиков что ли буду бранить по-французски? Ведь они будут надо мной смеяться…
– Как же ты поедешь путешествовать, – спросил меня однажды папаша, – если ты ни по-французски, ни по-немецки не будешь знать?
Господи! так для этого мне надо учиться, ломать голову? Да на что же существуют словари? Куплю себе немецкий и французский словари и поеду себе путешествовать. Он будет всегда в моем кармане. Извозчику ли, швейцару ли укажу пальцем, что мне нужно, они и поймут. Как это просто! Как это папаше в голову не прейдет? – Удивляюсь.
26 апреля. Проснулся сегодня в сквернейшем настроении. Голова болит. Не выспался… Вчера зачитался Пинкертоном, за обедом объелся мороженым… Опоздал к уроку, перезабыл дома книжки, балльник, зевнул учителю прямо в лицо, не знал урока и в итоге: две двойки и это перед экзаменами?
Ну, да я не говорю.
Не выдержу экзамена, останусь еще на год.
У папаши хватит средств заплатить за меня. Посердится, посердится да и перестанет, а я буду целое лето гулять… Здоровье себе сохраню. Книги и учебники заброшу на чердак. Авось крысы сжалятся над ними и съедят их… Тогда папаша купит мне новые, а то они все в кляксах…
Потом поеду в имение, буду там гулять, купаться, кататься на велосипеде, стрелять воробьев и галок… Я иногда не прочь поиграть с мальчишками в бабки… Только папаша не позволяет. Сколько удовольствия меня ожидает! Даже голова от радости кружится, дыхание замирает.
Ученик 3 класса Р-ской гимназии
Ваня Боровиков 15 лет».
Источник: Дневники гимназистов // Край Смоленский. 2012. №10. С. 18-20.