Если прогуливаться по улице Маршала Жукова, то непременно обращаешь внимание на достаточно внушительное здание колледжа телекоммуникаций, располагающегося напротив  Дома Офицеров. Если взглянуть на до- и послереволюционные фотографии этого сооружения, то узнать его достаточно сложно. Ведь это было одно из красивейших культовых сооружений Смоленска – синагога.

Дело в том, что Смоленск был и остается достаточно многонациональным приграничным городом, который очень точно в своем автобиографическом произведении «Летят мои кони» назвал «городом-плотом» наш земляк, писатель Борис Васильев:

«Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен — есть множество городов и красивее, и древнее его, — повезло потому, что Смоленск моего детства еще оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту.

Город превращают в плот история с географией. Географически Смоленск — в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей — расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. И все это разноязыкое, разнобожье и разноукладное население лепилось подле крепости, возведенной Федором Конем еще при царе Борисе, и объединялось в единой формуле: ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА».

Три синагоги

Согласно некоторым данным еврейское население появилось в Смоленске еще в конце XIII века и, несмотря на многочисленные гонения и притеснения, постепенно обустроилось сначала на городских окраинах, а потом и ближе к центру. Как следствие, должны были возводиться и культовые сооружения. Как пишет краевед Леонид Степченков, первый иудейский молельный дом построили в 1850-х годах, он находился в частном доме. К концу позапрошлого века еще две деревянных синагоги появились на Рыбацких улицах (1-я и 2-я Садовые). Они были выполнены в восточном стиле, но сгорели в войну. До сих пор их изображений не обнаружено.

Данные о строительстве синагоги на Кадетской (ныне – Коммунистическая) в разных источниках немного расходятся, но, если верить справке из Государственного архива Смоленской области, то Смоленская хоральная синагога была построена в 1909-10 годах. Как свидетельствуют документы Смоленского губисполкома, в праздники синагогу посещало 1,5 – 2 тысячи верующих.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Интересный факт, изначально здание украшали два купола, но в скорости их убрали, якобы они «оскорбляли чувства» православных.

Таинственный Запутряев

Автором проекта смоленской синагоги стал последний городской архитектор Смоленска, принадлежавший к петербургской школе архитекторов, Николай Запутряев. Несмотря на многочисленные пробелы в биографии этого удивительного человека, можно отметить, что за свою карьеру, прерванную репрессиями, он успел построить в городе целый ряд интереснейших зданий в Смоленске: музей Великой Отечественной войны (тогда – училище памяти 1812 года), старый корпус больницы «Красный крест», Смоленский областной институт развития образования (Институт усовершенствования учителей (тогда – народное училище), главный корпус медакадемии (хотя по этому поводу много споров) и несколько других сооружений.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

«Формы синагоги в основном имитировали мавританскую архитектуру (подковообразные арки, проемы со ступенчатым напуском в перемычке), в то же время отражая крепостной характер синагог Польши, Галиции, Подолии, Волыни. На главной фасаде три входа с навесами на столбах размещались в строгом соответствии с религиозной традицией, однако главное окно – против арон-кодеша (специальное хранилище для свитков Торы — прим авт.) было сделано не круглым, а с полого-килевидным верхом, как в мусульманских постройках. Во дворе синагоги имелась каменная ограда», — говорится в архивной справке.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Говорят, что для строительства синагоги в Смоленске архитектор Николай Запутряев специально ездил в Палестину для ознакомления с местными архитектурными стилями.

Борьба с Богом

Антирелигиозные настроения, которые постепенно начали подниматься в России в 20-х годах ХХ века, докатились до культовых сооружений города Смоленска. Началось повсеместное закрытие церквей, в свой час пришла очередь и синагоги. Вот что по этому поводу 5 августа 1928 года писал «Рабочий путь»:

«2 и 3 августа по городу были организованы митинги трудящихся-евреев. На всех митингах приняты единодушные резолюции, горячо приветствующие губисполком за его решение о передаче синагоги под клуб. Рабочие-евреи требуют от ВЦИКа утверждения постановления губисполкома». Это действо признали «актом величайшей важности для культурного раскрепощения еврейских трудящихся масс от религиозного дурмана».

А постановлением горсовета от 16 ноября 1933 года была закрыта и передана под детский сад одна из синагог на 1-й Садовой улице.
По данным смоленского историка Леонида Степченкова к 15 годовщине Октябрьской революции в 1932 году в здании синагоги был открыт кинотеатр «Пятнадцатый».

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Вот как об этом пишет Борис Васильев:

«Я устроилась билетершей в Пятнадцатую синагогу, — заявила бабушка. Она путала многое по легкомысленности, трогательно пронесенной ею сквозь три революции… Вот с этого бабушкиного заявления и началось мое знакомство с кинематографом, поскольку кинотеатр оказался ближе, чем школа… Я множество раз смотрел «Красных дьяволят», «Дворец и крепость», чей-то «Спартак» и чью-то «Куртизанку», какого-то «Наполеона» и неизвестно кем созданный боевик об англо-бурской войне. И сотни иных фильмов…»

Во время оккупации кинотеатр отдали для нужд немецких солдат, и над входом появилась табличка Soldatenkino.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагогиСинагога - Немецкий кинотеатр

Возвращение к жизни

Во время войны здание синагоги было значительно разрушено, историки часто спорят, остался ли цел только фундамент или также и стены.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Здание синагоги во времена войны. Вид с боковой стороны
Здание синагоги во времена войны. Вид с боковой стороны

«В документах смоленской областной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в сообщении от 4 октября 1943 года отмечается, что кинотеатр «15 лет Октября» на 1000 мест разрушен, оборудование сожжено и уничтожено», — говорится в архивной справке.

Как бы там ни было, после войны на руинах синагоги возвели электротехникум (ныне — Смоленский колледж телекоммуникаций), который существует до сих пор.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

В его современном облике уже не узнать пышное здание в мавританском стиле, но все-таки, даже не сведущий человек, зацепившись за него взглядом, понимает — это что-то интересное.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Принято полагать, что современная синагога в Смоленске появилась в 2012 году совсем неподалеку от старой, по адресу Исаковского, 9. Она была построена на частные средства и объединила в себе не только культовое сооружение, но и еврейский общинный центр, который стал магнитом притяжения для всех иудеев Смоленска. Все гости нового здания отмечают его красоту, а самые восхищенные поэтически называют «Домом нашей Души».

Однако, из комментариев читателей было выяснено, что на улице Исаковского, 9, находится здание Еврейского Общинного Центра, принадлежащее частному фонду. У еврейской общины Смоленска в наши дни нет своей синагоги.

"Дом для Души". Несколько интересных фактов из истории смоленской синагоги

Лев Котов, журнал Смородина.

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: