Смоленщина известна среди евреев всего мира, как родина Хабада – мощнейшего течения Хасидизма, являющегося одним из основных религиозных направлений в иудаизме. Своенравному духовному вдохновению угодно было снизойти на избранных именно среди смоленских лесов и полей.
Древние летописные свидетельства фиксируют появление еврейских купцов на территории нынешней Смоленской области уже в X-XI веках. Эти упоминания связаны с основанием на Днепре в районе Смоленска пристани «Козары», использовавшейся как перевалочный пункт на торговом пути «Из варяг в греки», который связывал бассейны Черного и Балтийского морей. Само название пристани созвучно со словами хазары или козары, как называли евреев в то время. При этом еврейская диаспора занимала среди них первое место.
В источниках того времени упоминается об основании на Днепре пристани под названием «Козары», где останавливались еврейские купцы Неподалеку стали создаваться еврейские поселения, куда устремились евреи с берегов Черного, Каспийского и Балтийского морей.
Семнадцатый век
Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., официально говорить об их истории приходится с 1611 г. Во время осады Смоленска русскими войсками (1654 г.) двумя участками обороны руководили евреи. После капитуляции Смоленска в сентябре 1654 г. новые власти приказали всем евреям города креститься; те, кто отказался это сделать, были убиты или уведены в плен. После взятия города польский король Сигизмунд III подтвердил сохранение Магдебургского права и оговорил в грамоте, что евреям и татарам запрещается жить в Смоленске и его предместьях, «ни же торговать, кроме ярмонков и торжищь». Но вскоре евреи возвратились обратно.
Очень скоро было уже 80 евреев, имелось еврейское кладбище. Кладбище является вторым по важности после синагоги предметом интереса еврейской общины. Везде, где возникала община, она стремилась найти участок под кладбища, которое именовалось в литературе Бейс-Ойлом («Дом вечности») или Бейс-Хаим («дом жизни»). Как правило, для кладбища отводилась территория за пределами местечка, иногда в нескольких километрах. Зачастую кладбище располагалось у реки, на вершине или на пологом склоне холма. Похороны и поддержание кладбища в порядке находились в ведении погребального братства. Обычно при кладбище имелся дом омовения. Согласно требованиям религии, погребение должно осуществляться, по мере возможности, в день смерти. В случае смерти в субботу, погребение переносилось на следующий день. В субботу посещать кладбище не принято, как не принято делать это и в темное время суток. Траур близких родственников выдерживался в течение семи дней (шива). Меньшая степень траура продолжалась тридцать дней (шлошим) и год. Согласно Талмуду, в течение года после смерти душа мечется между земным и небесным мирами, постоянно посещая место могилы. По прошествии года, когда тело окончательно разлагается, душа находит упокоение на небесах. В годовщину смерти по еврейскому календарю принято поминать покойного. Кладбище могло организовываться по-разному. Обычно ряды могил ориентировались с севера на юг, а сами захоронения – «головой» на запад, так чтобы воскресшие покойники, поднявшись из могил, смотрели бы в восточную сторону (где, согласно традиции, находилась Святая Земля) и могли бы сразу направиться в Иерусалим. Однако встречаются и отклонения от этого принципа ориентации, в том числе и разная ориентация рядов в пределах одного кладбища. На некоторых кладбищах выделялись специфические женские участки или участки для когенов. По-видимому, были и участки для незаконнорожденных, самоубийц и т.п.
По раввинской истории в 1616 г. в Смоленске проживало около 80 евреев, которые имели свой кагал и занимавшихся традиционной хозяйственной деятельностью: торговлей, ювелирным, портным и сапожным делом, винокурением.
По Андрусовскому перемирию 1667 г. евреи Смоленска, оказавшиеся в России, получили возможность уехать в Польшу или Литву, однако некоторые из них предпочли остаться, перешли в православие и вступили в браки смешанные. Представители отдельных семей крещеных смоленских евреев, поселившихся в Москве (П. Шафиров, братья Веселовские и другие), стали впоследствии ближайшими сподвижниками Петра I.
После включения Смоленска в состав России (окончательно — в 1686 г.) евреям, исповедовавшим иудаизм, строго запрещалось проживать в городе.