Хотя Смоленск не входил в черту оседлости, в XVIII–XIX вв. число евреев города постепенно увеличивалось и к 1896 г. достигло 4651 человек (около десяти процентов всего населения).
В 1907 г. в одном Смоленске проживало 5420 евреев, в 1909 г. эта цифра выросла до 6004 человек, в 1914 г. они составляли около 10% от 70 711 жителей Смоленска. В период 1905-1907 гг. еврейское население сильно выросло вследствие обильного притока из приграничной губернии черты оседлости, но в последующие годы вновь стало подвергаться сокращению в виду энергичного выселения лиц, не пользующихся здесь правом жительства, хотя часто выселялись и те, кто по законам мог жить в Смоленске (например, фармацевты, не занимающиеся в аптеке, и т.д.).
Общественный уклад
Евреи селились компактными группами. Основными районами поселения были Смоленский и Рославльский уезды. По данным переписи 1897 г. основная масса еврейского населения в Смоленской губернии осела в торговых городах (7330 чел.), сельские же евреи предпочитали селиться общинами в небольших местечках (3855 чел.).
В России никогда не существовало классического гетто в форме закрытого пространства, населенного только евреями. Но практически в каждом городе, где имелось еврейское население, были традиционные еврейские районы. Большая часть евреев в черте оседлости проживала в местечках. Местечки (по-еврейски «штетлах») представляли собой поселения полугородского типа, что-то среднее между городом и селом. Понятие «местечко» означало не только административную единицу, но подразумевало и своеобразный быт, религиозную обособленность и культурную автономию еврейской общины.
Жизнь евреев в местечках ограничивалась домом, синагогой и базаром. Дом-семья являлась основной единицей еврейской общины. Собственность отдельной семьи становилась собственностью всех. С нее же взимался коробочный сбор, составлявший основную часть общинного бюджета.
Одной из характерных черт еврейства всегда являлась семейная, и не только, сплоченность, взаимовыручка. Во многом наличием этих качеств можно объяснить то положение, которое евреи занимали в экономике страны. Вот, что писал об этом русский философ В.В. Розанов: «Сила его (речь идет об экономической силе евреев. – Т.Л.) всегда больше силы окружающего населения, хотя бы евреев была горсточка, или даже всего 5-6 семей, ибо эти пять-шесть семей имеют родственные, общественные, торговые, деловые связи с Бердичевым и Варшавой, да и с Венгрией, с Австрией, в сущности, со всем светом… Какая же с ним конкуренция, когда в каждой точке они – «все», а всякий русский, хохол, валах – «один».
Более тысячи евреев ремесленников жили и работали в самых бедных и грязных районах города (Ямской, Петропавловской, Рачевской и Свирской слободах). Сотни евреев, работавших приказчиками в магазинах, служащими в государственных учреждениях, снимали квартиры в Солдатской слободе, рядом с центром города. Евреи врачи, дантисты, адвокаты, богатые купцы жили еще ближе к центру Смоленска.
Жизнь небольшого смоленского местечка можно хорошо проследить на примере м. Любавичи Смоленского уезда. «До революции экономика еврейского населения местечка Любавичи зиждилась на двух китах: лен и… Ребе. Здесь был знаменитый центр по заготовке льна, который тут же разрабатывался и отправлялся на железную дорогу. Являясь резиденцией знаменитого Ребе Шнеерсона и центром хасидизма, в местечко Любавичи ежедневно стекались со всех концов хасиды, в том числе немало купцов, которые обслуживались местным населением. Кустарничество и ремесло, несмотря на презрительное отношение к производственному труду со стороны «дворца» (Ребе и его клики) процветало», – отмечает американский историк М. Фейнсод. Чем же занимались смоленские евреи? На протяжении многих столетий представители еврейского народа занимались торговлей, ремеслом и денежными операциями. Смоленские евреи в этом плане не составляли исключения.
Среди ремесел преобладали изготовление одежды и обработка металлов. Долгое время евреи играли ведущую роль в торговле. Это хорошо видно, если проанализировать национальный состав смоленского купечества. В Смоленске в 1910 г. было зарегистрировано 133 купца, в том числе 59 купцов входили в первую гильдию, то есть были очень богатыми людьми, и 74 относились ко 2-й гильдии. При этом 55 купцов 1-й гильдии были евреями и только 4 – русскими, среди купцов 2-й гильдии евреев было 32 из 74. Правда, большинство купцов 1-й гильдии торговлю не вели, а «документы выбирали только для звания», что давало им право жить вне черты оседлости. Кроме этого, большое число евреев занималось мелкой торговлей и посредничеством.
Еврейское купечество
Рассказать более или менее подробно о жизни и деятельности всех смоленских купцов-евреев нет возможности. Однако сказать пару слов хотя бы о некоторых из них необходимо.
Одним из самых богатых и деятельных евреев-купцов был Наум Владимирович Шварц. В Смоленске он появился купцом 1-й гильдии Виленской губернии в 1873 г. Собственно говоря, Н.В. Шварца правильнее назвать промышленником, капиталистом. Он являлся владельцем местных льно- и пеньковых заводов, многих крупяных, пивных, маслобойных, дрожжевых предприятий, а также нескольких деревообрабатывающих заводов.
До 1928 г. Н.В. Шварц был последним на Смоленщине монополистом, поставлявшим знаменитую смоленскую крупу на российский рынок. Смоленской крупой до революции называли приготовленную по особому способу гречку. Самое крупное крупяное производство, принадлежавшее Шварцу, было в с. Мархоткино, расположенном на р. Угре в 20-ти верстах от Ельни. В конце XIX-XX вв. Н.В. Шварц и помещики Рачинские поставляли смоленскую крупу в Великобританию к столу английской королевы. Занимался Шварц также экспортом хлеба и пеньки.
В 1913 г. Наум Владимирович был представлен к званию потомственного почетного гражданина г. Смоленска. Немалую роль при награждении сыграла еще одна сторона его деятельности – благотворительность и активное участие в общественной жизни губернии. Надо сказать, что для многих смоленских купцов занятие благотворительностью было не только средством саморекламы и способом занять определенное место в городской иерархии, но и движением души, желанием хоть чем-то помочь ближним.
Евреи-купцы играли ведущую роль в некоторых отраслях торговой деятельности. Заметной величиной в предпринимательской деятельности начала ХХ в. была торговля лесом. Крупную лесную торговлю в городе и губернии вел Самуил Савельевич Зеликин, с 1899 г. потомственный почетный гражданин. Лесом торговали также братья Эммануил и Симон Берковичи Коган, владельцем лесопильного завода и торговцем лесоматериалом был рославльский купец Х.И. Фрейдлин, в Ельне крупный склад лесоматериалов имел Л.Г. Зеликин, оптовую торговлю лесом вел Ю.Г. Певзнер. Н.В. Шварц имел в своем имении Лапино Смоленского уезда большой лесопильный завод, где работало 40 рабочих и был паровой двигатель. Ему принадлежал лесопильный завод в деревне Березовка (44 рабочих). Я.М. Магидсон в 1898 г. получает разрешение на строительство лесопильного завода.
Большое число предпринимателей, в том числе евреев, занималось производством «питейных напитков», в основном спиртных. Крупным производителем и продавцом спиртных напитков и пива было Смоленское акционерное общество пивомедоварения. Оно было известно своими сортами пива – «Мартовское», «Монополь», «Пильзенское» и др. Около 30 лет его директором-распорядителем был Н.В. Шварц. За годы его правления завод увеличил производительность в 4 раза. Наряду с винокуренными и пивоваренными заводами в губернии было 24 завода фруктовых вод. Одним из владельцев завода и продавцом фруктовых минеральных и ягодных вод был смоленский предприниматель В.Г. Иордан. Конкурентом его было торгово-промышленное товарищество Розенблюм и Элькинд, имевшее также и солодовые заводы.
Промышленники, землевладельцы и банкиры
До этого мы главным образом говорили о торговом предпринимательстве, но значительную часть деловых людей составляли промышленники. Среди них заметной фигурой в губернии был рославльский купец 1-й гильдии Яков Маркович Магидсон. В 1897 г. он построил в сельце Никольском, недалеко от Шумяч, стекольный завод и назвал его в честь жены – Фанинским (теперь это Первомайский стекольный завод). Уже в 1902 г., по данным рославльского краеведа С.С. Иванова, на заводе работало 98 рабочих при годовом производстве продукции на 80 000 руб., а за 1908 г. число рабочих увеличилось до 250 при производстве продукции на 230 000 руб. В 12 верстах от Рославля находился еще один стекольный завод, принадлежавший в начале ХХ в. еврею-купцу 1-й гильдии Леви Зельмановичу Гуревичу. В Смоленске успешно работал кожевенный завод, которым после смерти мужа управляла Хана Вульфовна Певзнер.
Были среди смоленских евреев-купцов и землевладельцы. Например, Н.В. Шварц владел пятью имениями общей площадью 8.463 дес. земли. Всего же накануне революции евреям в Смоленской губернии принадлежало 169 имений с общим количеством земли 223 158 дес.
В начале ХХ в. на Смоленщине начала складываться банковская система. Ряд купцов-евреев занимался и этим бизнесом. В Смоленске в конце XIX – XX вв. свои банковские конторы открыли: курский купец 1-й гильдии Яков Моисеевич Зеликин, Эдуард Швейцер, Н.В. Шварц, Л.Д. Лурье. Свою банковскую контору в Рославле имел Я.М. Магидсон.
Общественная деятельность
Подавляющее большинство смоленских евреев следовало своим ортодоксальным верованиям. Практически в каждом городе или местечке, где имелось еврейское население, работала синагога, а порой и несколько. В одном Смоленске в начале ХХ в. было 6 иудейских молитвенных домов и 3 синагоги. До революции в Смоленской губернии существовало и еврейское национальное образование. В 1881 г. по губернии насчитывалось 6 хедеров с 56 учениками, в 1889 их стало уже 9, а число учащихся увеличилось до 138 человек. В начале ХХ в. в Смоленске работало пять частных еврейских религиозных школ, мужское общественное училище «талмуд-торы», женская школа грамоты, общинная школа, частная школа общества родителей, еврейская библиотека.
В октябре 1898 г. в Смоленске было организовано «Общество пособия бедным города Смоленска иудейского вероисповедания», председателем правления которого долгие годы был Н.В. Шварц. Общество оказывало не только материальную помощь нуждающимся. Им было открыто несколько ремесленных мастерских, а в 1900 г. оно выступило с ходатайством «об открытии школы для бесплатного обучения бедных девочек». В январе 1902 г. усилиями общества в Смоленске была открыта еврейская библиотека-читальня.
Также оно принимало активное участие в устройстве еврейских религиозных праздников. Основными объектами благотворительности были религиозные заведения. Так, например, в 1914 г. Н.В. Шварц «пожертвовал в пользу главного еврейского молитвенного дома 800 руб.». Солидные суммы выделялись также на различные праздники и акции. Например, смоленское купечество пожертвовало значительные суммы для организации приема императора Николая II в Смоленске в 1912 г. и на празднование 100-летия войны 1812 г. Кроме того, в составе делегации, встречавшей императора на вокзале, был Н.В. Шварц.
После революционных событий 1917 г. Н.В. Шварц, в отличие от многих, не покинул Смоленск, хотя все его предприятия не работали, пришли в упадок, а некоторые и просто были разрушены. В 1918 г. он был арестован и предстал перед судом, но за неимением фактических улик был освобожден. В годы НЭПа с разрешения властей Наум Владимирович восстановил свои разрушенные предприятия. В 1928 г. он стал окончательно не нужен новой власти: его предприятия, все личное имущество, жильё, ценности были конфискованы. Смоленский краевед И. Цынман в своей книге «Бабьи Яры Смоленщины» приводит воспоминания очевидцев, которые рассказывали, что в 1930-е гг. встречали старого, оборванного, опустившегося Шварца в галошах, перевязанных веревочками. Так завершилась судьба одного из самых богатых купцов Смоленска начала ХХ в.
Ну а мы на этом заканчиваем повествование о жизни евреев в Смоленске в XIX веке.