Другой Смоленск

Еврейский Смоленск, часть 4: первая половина XX века

До Великой Отечественной Войны

В одном Смоленске в начале ХХ в. было 6 иудейских молитвенных домов и 3 синагоги. Помимо этого, в начале ХХ в. в Смоленске работало пять частных еврейских религиозных школ, мужское общественное училище «талмуд-торы», женская школа грамоты, общинная школа, частная школа общества родителей, еврейская библиотека, а также Общество помощи бедным евреям, основанное в 1898 г.

В 1914 г. на собранные евреями города деньги в центре Смоленска (Кадетская ул.) была построена Хоральная синагога, в мавританском стиле. Проектировал здание городской архитектор Николай Васильевич Запутряев, ездивший в Палестину для ознакомления с местными строительными стилями. Наряду с подражанием мавританскому зодчеству облик этой культовой постройки отражал крепостной характер синагог Польши, Галиции, Волыни.

Смоленская хоральная синагога

Надо отметить, что быстрый рост еврейской общины вызывал недовольство у местного населения. Уже в 1880 г. на страницах губернской газеты «Смоленский вестник» появляются жалобы на то, что евреи-ремесленники дают взаймы деньги, имеют кабачки и торгуют краденым товаром. Через тринадцать лет эта же газета обвиняла евреев за грязь в Ямской слободе.

Торговля на Сенной площади, начало XX века

В сентябре 1903 г. по Смоленску прошли слухи о погромах, а в следующем году слухи сменились настоящим погромом 26 октября 1904 г. Правда, погром 1904 г. обошелся без жертв. Однако погромщики разграбили и сожгли 69 магазинов. В годы первой русской революции антиеврейская деятельность усилилась. Так, в апреле 1905 г. произошел погром на фабрике А.Хлудова в Ярцеве. В беспорядках принимали участие фабричные рабочие и крестьяне окрестных деревень. «Насилия над личностями не были произведены». Однако было разграблено 12 еврейских лавок с «мануфактурными товарами», при этом «христианских торговых заведений и казенных лавок грабители не трогали». О масштабах беспорядков в Ярцеве говорит тот факт, что для успокоения населения был брошен батальон 2-го пехотного Софийского полка. Слухи о готовящихся погромах распространялись весной – летом 1905 г. и в Сычевском уезде.

В 1906 г. антиеврейская деятельность принимает организованный характер. При содействии начальника губернского жандармского отделения полковника М.М.Громыко в Смоленске было создано отделение монархического Союза русского народа. Вскоре после этого полиция стала запугивать евреев изгнанием из города. Пика своей деятельности смоленское отделение Союза достигло в октябре 1913 г., когда его лидеры попытались спровоцировать погром, обвинив еврейку М.Л. Пинкус в убийстве русского мальчика для ритуальных целей. Это был своеобразный «смоленский вариант» знаменитого дела Бейлиса. Районный суд признал Пинкус невиновной и приговорил ее обвинителей к 4-м месяцам тюрьмы.

В 1910 г., накануне Песаха, на евреев Смоленска был возведен кровавый навет; в городе сложилась погромная обстановка. Против распространителей навета (известного антисемита, редактора газеты «Русское знамя» А. Дубровина и других) был возбужден частный иск по обвинению в клевете; в декабре 1913 г. суд признал их виновными и приговорил к тюремному заключению.

Первая мировая война принесла российским евреям большие трудности. Власть, армия и население – все подозревали евреев в пособничестве Германии. Для смоленских евреев это вылилось в новую волну притеснений. Полиция усилила надзор и открыто обвиняла евреев в спекуляции и ухудшении положения в губернии. Так, в августе 1915 г. смоленский губернатор обвинил купца Мелиаха Полонского в спекуляции. Гонениям подверглись также евреи, занимавшиеся сионистской деятельностью. В том же августе 1905 г. был арестован И.М. Израильтян за сионистские взгляды. На слушании своего дела в Смоленском районном суде он объяснял, что ни его взгляды, ни тот факт, что он отправил своих детей для обучения в Палестину, не угрожали Российскому государству. Однако смоленский суд приговорил его к двум неделям тюремного заключения, а Московский апелляционный суд, куда Израильтян подал жалобу, оштрафовал его дополнительно на 50 рублей.

Обвиняли смоленских евреев и в пособничестве врагу. В течение 1915 г. был возбужден ряд уголовных дел против евреев по поводу «массовой скупки изделий из меди с целью отправки во враждебные державы». Евреев обвинили также в «искусственном вздорожании предметов первой необходимости и исчезновении из обращения звонкой монеты». Однако большинство уголовных дел вскоре было прекращено из-за отсутствия состава преступления.

Семья евреев, начало XX века

После установления в Смоленске советской власти (ноябрь 1917 г.) началась постепенная ликвидация еврейских учреждений; в 1922 г. была конфискована главная синагога города. В 1929 г. в Смоленск из Гомеля было переведено Еврейское педагогическое училище, работавшее под эгидой Евсекции.

Были обвинения и другого рода. Например, в январе 1917 г. уже упомянутый М.М. Громыко обвинил служащих еврейского госпиталя в планировании сброса вируса холеры и сибирской язвы в городской водопровод. Несколько месяцев спустя, он же обвинил еврейских женщин в том, что они соблазняли русских солдат для передачи секретов немцам.

Как можно было заметить, положение смоленских евреев накануне революционных потрясений было типичным для всей России. Итак, основная масса евреев на Смоленщине была сосредоточена в городах, где занималась мелкой торговлей, ремеслом, работала служащими в магазинах и т.д. На самом верху еврейской общины находилась небольшая группа купцов первой гильдии, которая господствовала в местной лесозаготовительной отрасли, кожевенном и пивоваренном производстве, была широко представлена среди торговцев льном и зерном. Эти купцы широко занимались благотворительностью: финансировали строительство синагог, поддерживали еврейские школы, библиотеки, общество «талмуд-торы» и Общество помощи бедным евреям. Но, в отличие от русских купцов и промышленников, смоленские купцы-евреи не имели никакого легального доступа к политической власти. Не прошли мимо смоленских евреев погромы и сфабрикованные процессы, прокатившиеся по России в годы первой русской революции и усилившиеся в период Первой мировой войны.

Немецкая оккупация

«До Великой Отечественной войны еврейская община на Смоленщине была одной из самых многочисленных и зажиточных в России. На территории Смоленской области перед войной проживало по приблизительным оценкам около 63 тысяч евреев, а в большинстве местечков вторым разговорным языком был идиш. ..»

16 июля 1941 г. германские войска захватили районы Смоленска, расположенные на правом берегу Днепра; левобережная часть города была занята ими лишь 29 июля. В дни боев за Смоленск многие евреи погибли, часть бежала из города. После окончательной оккупации Смоленска нацисты создали гетто в пригороде Садки и согнали туда около двух тысяч евреев, остававшихся в городе и его окрестностях. 15 июля 1941 года — в этот день со станции Смоленск отходил последний поезд с эвакуированными. На этом поезде уезжала моя прабабушка, она ждала ребенка, с ней были еще двое маленьких детей. Ей повезло. Нашлось место на открытой платформе. Поезд был оцеплен и не всех пускали на посадку. Но солдаты буквально втащили беременную женщину с детьми. С последним поездом покидали город отдельные жители и целые коллективы. Именно в этом поезде воспитательница Рахиль Григорьевна Шульман вывозила на восток целый детский сад. Появившиеся фашистские самолеты с ревом зашли в атаку на поезд. Многие пассажиры в страхе спрыгивали с поезда. Когда самолеты улетели, так и не сбросив ни одной бомбы, поезд дал гудок и набирая скорость ушел.

Территория Смоленской области была одним из самых известных мест расправы над еврейским населением России. Накануне войны здесь (в современных границах) проживало около 35000 евреев. Это объясняется близостью к так называемой «черте оседлости», в которую входили некоторые западные районы области. Поскольку Смоленщина была оккупирована в основном в июле-начале августа 1941г., значительная часть еврейского населения эвакуироваться не успела. Кроме того, здесь оказалось немало беженцев из Белоруссии.

В отличие от других областей России, гетто на Смоленщине были созданы в большинстве городов и местечек области. Темпы ликвидации еврейского населения были несколько замедленными в сравнении с Восточной Белоруссией, так как организация там истребления евреев отвлекала людские ресурсы и технические средства карателей.

Обращает на себя внимание и судьба евреев Смоленска. Ни в одном другом областном центре России, а также Украины и Белоруссии, оказавшихся в зоне под контролем военной администрации, столь многочисленная еврейская община (около 2000 человек) не просуществовала около года.

28-30 июля 1941 года фон Швец (военный комендант города Смоленска ) отдал распоряжение о создании в Смоленске гетто, для которого были отведены, так называемые Садки. Все русское население Садков должно было бросить свои дома и переселятся в другие части города, а на их месте должны были поселиться евреи.

Между тем в Смоленске уже с конца июля-начала августа 1941 г. размещались (наряду с командованием группы армий «Центр») так называемая передовая команда «Москва» и штаб айнзатц группы «В». Методы и формы уничтожения еврейского населения были весьма близки к использовавшимся для уничтожения евреев Восточной Белоруссии. Это объясняется тем, что его организовывала одна и та же айнзатц группа, действовавшая в тыловых районах группы армий «Центр». В уничтожении евреев активно участвовали также местная полиция и, в ряде случаев, войска вермахта.

На примере Холокоста в Смоленской области можно проследить типичные черты уничтожения еврейского населения на территории Центральной России.

Регистрация евреев и выделение их специальными знаками позволяли нацистам планомерно проводить политику геноцида. Первыми жертвами стали те, кто мог оказать или пытался оказать хоть малейшее сопротивление приказам нацистов: партийные, советские и даже комсомольские активисты, а также интеллигенция.

Таким образом, уничтожение евреев в Смоленской области проходило в течение 20 месяцев. Исследователи приводят различные данные о количестве еврейских жертв на Смоленщине. В опубликованных и архивных документах фигурируют сведения о массовых расстрелах евреев в 28 населенных пунктах. Одним из таких пунктов стал район деревни Вязовеньки (Корохоткинского сельсовета), где 15 июля 1942 года было уничтожено еврейское гетто, около 2000 евреев.

Грудных детей бросали в яму живыми, остальных выстраивали вдоль траншеи, расстреливали и сбрасывали в яму, так же как и тех, кого привозили в «душегубках». После расстрела еврейского населения, пустовавшая часть траншеи была заполнена трупами граждан г. Смоленска, которых немецкие захватчики расстреливали на этом месте. Позже были вырыты ещё два могильника. Предполагается, что лишь в одном захоронении находится около 3,5 тысяч тел евреев и русских. О том, сколько жертв лежит в других захоронениях, можно лишь догадываться…

В деревне Гусино Смоленского района убито по разным оценкам 260-280 евреев. На сегодняшний день поселок Гусино продолжает существовать, но евреев там не осталось ни одного. Стоит только памятник жертвам нацизма, на котором высечены фамилии расстрелянных 7 февраля 1942 года…

Вся серия

Exit mobile version