История

История проезда в Никольской башне

Итак, Никольские ворота. За свою историю Никольские ворота не раз страдали от рук неприятелей и вновь восстанавливались. Изначально они были не сквозными, а с «коленом» (поворотом налево), что обеспечивало при штурме большую безопасность для защитников крепостной стены, а закрывались они опускаемой металлической решёткой (герса).

Никольская башня являлась второстепенной въездной башней в Смоленск (парадные — Фроловская и Молоховская — не сохранились).

Во время Северной войны (1700 — 1721 год, — Двадцатилетняя война) южный участок крепости обнесли рвом. Тогда же пробили калитку (форточку, потерну) в бойнице подошвенного боя на месте в далеком будущем арки под трамвай.

Однако, город рос, и появилась необходимость расширить пропускную способность, да и крепостная стена со временем потеряла своё  первоначальное, — оборонительное предназначение.

1. Пешеходная калитка

Итак, на заглавной фотографии на переднем плане — Никольская улица. Перед крепостной стеной виден земляной вал середины XVI в. На этом участке стены он был срыт в 1886 — 1890-х гг.  Проход был сделан исключительно для пеших,  — на фото видно, что колеи телег идут в проезжие ворота Никольской башни, а не в арку в стене.

По сложившейся в те века традиции в киоте (нише) над воротами стоял образ Спасителя, который одновременно с их переименованием в XIX веке на Никольские заменили на образ святого Николая Чудотворца (который мы и видим на фотографии).

2. Арка для гужевого транспорта

В 1896 году было принято решение сделать широкую проездную арку для транспорта. Для этого пришлось получать разрешение у Императорской археологической комиссии.

11 октября 1896 г. губернатор обратился в Императорскую Археологическую комиссию с просьбой разрешить расширение пешеходной калитки. Он мотивировал свою просьбу тем, что ворота в Никольской (Еленской) башне имели крайне неудобный поворот под прямым углом, вследствие чего на этом месте часто происходили столкновения экипажей. Калитка соединяла части города посредством маета, перекинутого через ров. При расширении калитки до нужных размеров, по мнению губернатора, «устранятся все те затруднения и неудобства, какие претерпевает с давних пор население г. Смоленска, вследствие неизбежной необходимости проезжать через Никольские ворота».

О расширении калитки ходатайствовала и «Комиссия по охранению, надзору и приведению остатков древней Смоленской крепостной стены в безопасное положение». Она предлагала, в случае положительного решения, совсем закрыть Никольские (Еленские) ворота для проезда и устроить в башне часовню.

Получив разрешение ИАК, в 1898 году в стене правее ворот была устроена арка десятиметровой ширины для гужевого транспорта.

История проезда в Никольской башне

И вид с другой стороны, 1903 год:

Арка в Никольских воротах для проезда гужевого транспорта, 1903 год
Арка в Никольских воротах для проезда гужевого транспорта, 1903 год

3. Трамвайная арка

Всего через несколько лет, в 1903 году арку вновь пришлось переделывать, поскольку через нее решили пустить трамвай.

Именно через нее пролегли рельсы трамвайного маршрута. Ветка трамвайного пути тянулась «по Благовещенской улице от угла Никольской к Молоховским воротам, через Молоховские ворота по базарной площади до угла здания Коннозаводства и по Никольской улице через устроенную в крепостной стене арку в Офицерскую слободу по Мееровскому шоссе до дома Вавравского.

“Постройка трамвайной ветки в Офицерскую слободу в скором времени будет закончена. На днях будет окончена укладка рельсов. От дома Варвавского до Никольской улицы линия уже готова, рельсы уложены, профиль спланирован. Столбы для подвески проводов установлены и окрашены; в настоящее время подвешиваются провода. Арка в крепостной стене, рядом с Никольскими воротами, для пропусков вагонов трамвая уже совсем закончена”, — сообщал «Смоленский вестник» в 1903 году.

История проезда в Никольской башне

Таким образом нынешняя арка у Никольских ворот — это уже третий вариант (пешеходная калитка > арка для гужевого транспорта > арка для трамвая).

История проезда в Никольской башне

И, опять же, вид с другой стороны:

Арка в Никольских воротах для проезда трамвая, 1905-1907 года
Арка в Никольских воротах для проезда трамвая, 1905-1907 года

В 2001 году была закрыта трамвайная линия на улице Большой Советской, и однопутная линия на улицах Тухачевского и Исаковского. На сегодняшний день через Никольские ворота проходит обычная автомобильная дорога.

История проезда в Никольской башне


Спасибо Сергею Амелину за информацию.

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: