Улица, по которой мы будем сегодня гулять, несколько раз меняла свои названия: сначала называлась Рославльским шоссе, с 1911 года — Тенишевской, в советское время до 1964 года — снова Рославльским шоссе, впоследствии Крупской. В 1991 году ей было возвращено имя Тенишевой.

На рубеже XIX – ХХ веков участок улицы от площади Победы (в то время — Молоховской) до улицы Исаковского (в то время Потёмкинской), принадлежал княгине Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской (1857-1942). Она была последней представительницей древнего смоленского дворянского рода Шупинских — владельцев имения Талашкино. По всей видимости её собственностью был и сохранившийся до нашего времени дом №3. А соседний, стоявший с ним в одном ряду, был разрушен в Великую Отечественную войну. Когда-то в нём располагался филиал Московского археологического института.

Археологический институт

Всё началось с того, что в 1908 году известный смоленский краевед И.И. Орловский совместно с учёной архивной комиссией собрал людей, неравнодушных к истории и археологии родного края. Не все они обладали достаточными знаниями и практическими навыками работы с историческими источниками. Выход был найден: в ответ на инициативу смолян профессора Московского археологического института предложили открыть в Смоленске его филиал. Торжественная церемония открытия состоялась 1 октября 1910 года в здании Дворянского собрания. Уже в этот день были прочитаны первые лекции. На занятия в институте сразу же записалось около полусотни человек, в дальнейшем их количество увеличилось. Слушателями могли стать лица с высшим образованием, однако занятия могли посещать и вольные слушатели без высшего образования, что, несомненно, способствовало развитию у горожан интереса к истории.

Археологический институт, фото 1912 года
Археологический институт, фото 1912 года

Срок обучения в институте был трёхлетним. За это время обстоятельно изучались археология, история искусств, русской архитектуры, вспомогательные исторические дисциплины, история русского языка и литературы, история госучреждений, музее-, архиво- и библиотековедение. Выпускники становились действительными членами археологического института, имели возможность защитить диссертацию и получить звание учёного археолога или архивиста. Диссертацию могли защитить и вольные слушатели. Из защитившихся постепенно формировался штат преподавателей.

Институт был учреждён и содержался на частные средства. Обучение в нём было платным. Значительную часть средств на содержание вносили почётные члены института, платившие единовременно 5 тысяч рублей или по 500 рублей ежегодно.

Слушателями института были многие известные люди: Е.Н. Клетнова, В.И. Грачёв, И.Ф. Борщевский, а также княгиня М.К. Тенишева, которая поддерживала учебное заведение материально. Она установила несколько стипендий своего имени для обучающихся. Такую стипендию получал, например, Иван Дмитриевич Шадр, ставший впоследствии известным советским скульптором. В залах открытого княгиней музея «Русская старина» для слушателей института проводились экскурсии.

Археологический институт был закрыт после революции, а здание разрушено в годы войны. В наши дни на его месте стоит памятник М.О. Микешину (1985, скульптор А.И. Рукавишников, архитектор И.П. Воскресенский).

Михаил Осипович Микешин (1835-1896) родился в селе Большое Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии в семье мелкого помещика. Учился в уездном училище в Рославле, работал чертёжником на строительстве Московско-Варшавского шоссе, впоследствии окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. В Смоленском музее-заповеднике хранится коллекция рисунков Микешина, а также же его известная картина «Шабаш ведьм».

Микешин — автор проектов многих известных памятников: «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Екатерине II и М.В. Лермонтову в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и других. В Лопатинском саду в Смоленске установлены две гранитные вазы работы Михаила Осиповича. А вот памятник самому художнику горожане оценивают неоднозначно, порой называя его «слоником на комоде».

Рисовальная школа княгини Тенишевой

Теперь нам пора познакомиться со зданием, которое стоит позади памятника Микешину и занято в наши дни городским центром культуры и досуга. Первоначально это был флигель дома Е.К. Святополк-Четвертинской, впоследствии не раз перестраивавшийся. Некогда в нём работала рисовальная школа, открытая в ноябре 1896 года княгиней М.К. Тенишевой, с которой владелицу дома связывала крепкая дружба. Газета «Смоленский вестник» в день открытия сообщила: «Занятия в школе рисования, учреждённой в Смоленске княгиней М.К. Тенишевой, начнутся с 1 декабря сего года. Принимаются лица обоего пола с платою по 5 руб. в месяц. Школа помещается в доме княгини Четвертинской за Молоховскими воротами по Рославльскому шоссе».

Школа явилась своего рода филиалом Тенишевской рисовальной студии в Санкт-Петербурге, которой руководил знаменитый художник И.Е. Репин. Илья Ефимович постоянно интересовался работой смоленского филиала, во время своего приезда в Талашкино летом 1897 года поспешил его посетить. Художника интересовала правильность устройства мастерских и работа директора. Одна из смоленских газет писала в те дни: «Живо интересуясь художественной студией, т.е. рисовальной школой, которую княгиня основала в Смоленске, он внимательно рассматривал рисунки, привезённые ею из-за границы и развешанные в мастерской, очень хвалил выбор их и остался вполне доволен устройством самой студии и её освещением».

Рисовальная школа Тенишевой была первоклассной. Княгиня поставила весьма высокую цель: «дать художественное развитие желающим заняться искусством и подготовить их, смотря по способностям, в Академию художеств». В связи с этим здание школы, на нижнем этаже которого располагалась квартира преподавателя, а на верхнем — три учебных зала, было прекрасно оборудовано и снабжено всем необходимым. Из Санкт-Петербургской Академии художеств были выписаны гипсы и мольберты, копии с работ художников эпохи Возрождения, а из Парижа — рисунки академика Жюльена. По воскресеньям здесь работали бесплатные классы. У Тенишевой и Репина были планы сделать школу филиалом Санкт-Петербургской Академии художеств, но, к сожалению, реализовать их не удалось. Учебное заведение просуществовало лишь до 1899 года.

Интересен ещё один малоизвестный факт из истории здания, у которого мы остановились: в октябре 1919 года в течение нескольких недель в нём жил И.В. Сталин, бывший в то время членом Реввоенсовета Западного фронта. К его приезду сюда в срочном порядке завезли мебель, на окна повесили суконные шторы. Однако Сталин не оценил эти приготовления, за метив, что ему достаточно только самого необходимого: стола, стульев и «на чём поспать». Шторами он и вовсе был возмущён, сказав, что сукно надо отдать в деревню на одежду, а окна можно с успехом завесить старыми газетами. По воспоминаниям очевидцев, Сталин отличался скромностью и ничего лишнего никогда не требовал.

О факте пребывания Сталина в Смоленске местная власть вспомнила в 1935 году. Были собраны свидетельства очевидцев и взяты подписи с людей, видевших его в городе. В это время в Смоленске планировалось открыть музей вождя, но сбыться этому было не суждено.

Русская старина

Ну а теперь мы отправимся к двухэтажному краснокирпичному зданию с надписью «Русская старина» над входом. Здесь уместно отдать дань уважения уже упомянутой нами Марии Клавдиевне Тенишевой. Современники называли её «гордостью всей России». В имении Талашкино под Смоленском, купленном у Е.К. Святополк-Четвертинской в 1893 году, она создала культурный центр, куда приезжали выдающиеся деятели русской культуры: художники М.А. Врубель, КА Коровин, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих, композитор И.Ф. Стравинский, певец Ф.И. Шаляпин и другие. На хуторе Флёново, что по соседству, она открыла одну из первых в России сельскохозяйственных школ. Для учащихся княгиня создала историко-этнографический музей, который изначально находился в Талашкине. В нём Тенишева собрала богатейшую коллекцию картин, произведений народного и прикладного искусства, историко-этнографического материала. Когда в музее было уже более 10 тысяч экспонатов, княгиня приняла решение безвозмездно передать его Смоленску. Но на её просьбу выделить для коллекции Никольскую башню крепости Городская дума ответила отказом. Тогда Тенишева предложила на собственные деньги построить музейное здание где-нибудь в центре города, однако вновь получила отрицательный ответ. На помощь ей пришла Е.К. Святополк-Четвертинская. Она выделила для музея участок своей земли. Строить здание стали без промедления, и к 1905 году Смоленск получил одно из лучших зданий в неорусском стиле (автор проекта — С.В. Малютин при участии В.М. Васнецова и самой М.К. Тенишевой). В него и переехал музей из Талашкина, получив называние «Русская старина». В1911 году Тенишева подарила музей городу, за что удостоилась звания «Почётный гражданин Смоленска». Тогда же и улица, по которой мы гуляем, в первый раз получила её имя. «Если этот музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, есть гордость всей России», — сказал о княгине историк искусства А.И. Успенский.

В советское время «Русскую старину» закрыли, а коллекцию передали во вновь образованный Смоленский музей-заповедник. При этом часть экспонатов пропало. Много ценностей исчезло и во время Великой Отечественной войны. Позже в здании долгие годы находилась художественная галерея. Ныне музей «Русская старина» планируется воссоздать.

Завершая наш небольшой разговор о княгине М.К. Тенишевой и её деяниях, вспомним слова её друга, живописца и философа Н.К. Рериха: «Всю жизнь она не знала мёртвенного покоя. Она хотела и творить, и идти вперёд». А коллекционер С.А. Щербатов сказал однажды о ней: «Это была одна из самых незаурядных женщин, с которыми мне пришлось в жизни встретиться». Эх, таких бы людей, да в наше время!

«Добрый гений»

Осмотрев здание, в котором когда-то располагался музей «Русская старина», направимся к стоящей за ним небольшой постройке из красного кирпича. Здесь жил сподвижник Тенишевой по созданию музея и первый его хранитель Иван Фёдорович Борщевский. Те, кто был знаком с ним, называли этого человека «добрым гением».

Княгиня пригласила Борщевского в Талашкино в конце XIX века. Помимо участия в создании музея, он руководил здесь художественными мастерскими, помогал Тенишевой в проведении опытов по изготовлению эмалей. В 1906 году, когда Мария Клавдиевна находилась в Париже, Борщевский получил от неё распоряжение вывезти туда самые ценные экспонаты «Русской старины». В столицу Франции доставили 2828 бережно упакованных предметов. Слава о необыкновенной коллекции моментально разнеслась по городу. Тенишева получила предложение выставить экспонаты ни где-нибудь, а в залах самого Лувра! Надо отметить, выставка пользовалась огромной популярностью, по результатам её работы был издан каталог. Французское правительство наградило Борщевского как организатора выставки орденом «Пальмовая ветвь» II степени. Лишь через два года коллекция вернулась в Смоленск. А Мария Клавдиевна не раз говорила Ивану Фёдоровичу: «Музей — наше детище. Вы его отец, а я его мать».

После революции Борщевский уехал из Смоленска. Последние годы он жил в Коломенском под Москвой. Умер в 1948 году, пережив Тенишеву на 20 лет. Труды Борщевского не забыты и в наши дни. Основным хранителем его наследия — а это 2717негативов с видами памятников истории и культуры (он страстно увлекался фотографией) — является музей архитектуры имени Щусева в Москве.

И снова о войне

Настало время обратить внимание на четырёхэтажные дома №4 и №6. Их построили незадолго до Великой Отечественной войны. В годы фашистской оккупации парикмахерская, находящаяся на первом этаже дома №4 и в наши дни, была местом явки смоленских подпольщиков. Здесь работали девушки Аня Демченкова и Феня Майорова. Чтобы попасть в явочную квартиру, нужно было зайти в парикмахерскую и спросить, как бы в шутку, у мастера: «А у Вас можно покрасить глаза?» Следовал ответ: «А они у Вас и так синие». Это был своеобразный пароль, после которого подпольщика пропускали на явку в квартиру. Ныне на доме установлена памятная доска. Текст ещё одной памятной доски, на доме №6, извещает о том. что после войны здесь проживал Дмитрий Михайлович Попов, первый секретарь Смоленского обкома и горкома ВКП (б), начальник Западного штаба партизанского движения в годы оккупации.

Вернёмся теперь на нечётную сторону улицы, чтобы познакомиться с историей больницы скорой медицинской помощи.

«Красный крест»

Смоляне чаще называют больницу «Красный Крест». И это не случайно: её история начиналась с маленькой лечебницы «для приходящих больных», открытой в 1897 году местным управлением общины сестёр милосердия «Красный Крест». Тогда по разрешению Городской управы построили два деревянных здания. В ноябре 1898 года епископ Смоленский и Дорогобужский Никанор освятил первое из них со словами: «Одни предначертали план, другие дали средства и осуществили на деле сей славный дом милосердия». Это здание сохранилось до наших дней, в нём размещается больничная канцелярия.

В начале XX века для нужд заведения решили возвести новый каменный двухэтажный корпус. Средства на это гарантировало главное управление общины «Красный Крест», а вот земля для постройки была выделена не сразу, а лишь летом 1912 года. Этому содействовал губернатор Николай Иоасафович Суковкин, по настоянию которого Городская дума передала участок земли «с тем, чтобы больница была открыта для общего пользования не далее 3-х лет со дня отвода земли. Больница должна быть оборудована не менее, как на 25-30 кроватей, при больнице должен быть специальный врач-хирург. В больнице городу предоставляется одна бесплатная кровать и ещё 5 кроватей за удешевлённую плату по 1 рублю за кровать в сутки. Особой платы за хирургическую помощь не полагается».

Закладку нового здания планировали приурочить к приезду в Смоленск на запланированные на август мероприятия по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года императора Николая II. Обращаясь к губернатору, попечительница Смоленской общины «Красного Креста» писала: «Деятельность общества Красного Креста настолько неразрывно связана с жизнью Русской Армии, что закладка нового здания Смоленской Общины на месте главных боёв под стенами нашего города в присутствии Верховного Вождя вооружённых сил России достойным образом увековечила бы в памяти смолян счастливый день пребывания в Смоленске обожаемого монарха. Время для церемонии закладки потребуется не более получаса». Но эта просьба осталась без внимания. Здание заложили лишь в октябре 1912 года по проекту губернского архитектора Н.В. Запутряева. К счастью, постройка уцелела до наших дней, сохранив снаружи свой первоначальный вид.

Внутри остались старый кафельный пол и одна из нескольких печей, функционировавшая вплоть до 80-х годов — в ней сжигали ампулы от противотуберкулёзной вакцины. Первоначально в здании находилась часовня святого Александра Невского, которую закрыли в советское время. Специалисты предполагают, что на стене второго этажа у лестницы подслоем краски сохранилось изображение Спасителя, написанное маслом и «имеющее размеры около 4-х аршин (1 аршин — 0,7 м — Н.С.) в ширину и около 6-7 в высоту».

Во время первой мировой войны лечебница общины «Красный Крест» была превращена в госпиталь. Этот статус сохранялся за лечебным учреждением и после революции, пока в Смоленске в 20-х годах не была создана служба скорой помощи. Именно тогда госпиталь стал больницей.

В 30-е годы ей передали сохранившуюся до наших дней постройку середины XIX века — здание бывшей почтовой станции, над которым позднее надстроили второй этаж.

Во время фашистской оккупации больничный комплекс существенно не пострадал, поскольку оккупанты тоже использовали его в качестве лечебного учреждения. После освобождения города здесь разместили военный госпиталь, который позже снова стал больницей.

Остатки былой роскоши

Улицу Тенишевой отличает разновремённая застройка, что, в принципе, свойственно и другим смоленским улицам. Сохранились здесь и дома, некогда бывшие частью городских усадеб (№21, №23). Затерявшиеся среди современных строений, в наши дни они выглядят сиротливо и весьма печально. Дом №3 на соседней Ново-Рославльской улице и вовсе заброшен, а ведь некогда он выглядел весьма респектабельно. Особую красоту зданию придавала не сохранившаяся до наших дней ажурная решётка, в рисунок которой было вписано: «ИТ» и «1900 год». По всей видимости, это инициалы владельца и год постройки: в Государственном архиве Смоленской области хранится документ, разрешающий возведение здания Игнатьеву Тарасу Ефимовичу, владельцу нескольких кирпичных заводов на Рославльском шоссе в Смоленске. Клейма на кирпиче, из которого построен дом, указывают, что он был сделан на предприятиях Игнатьева. Возможно, здесь была контора предпринимателя.

Вот и завершается наше путешествие по улице Тенишевой. Уместно вспомнить слова Марии Клавдиевны о том, какой великой силой обладает дружба: «Дружба — это чувство положительнее всех остальных. Люди не прощают нам недостатки, дружба — всегда: она терпелива и снисходительна. Это редкое качество избранных натур». И если бы Тенишеву не связывала крепкая дружба со Святополк-Четвертинской, Борщевским, Рерихом, другими известными людьми — кто знает, смогла ли бы она свершить такие великие дела.


Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 2 [20] — апрель / май 2016

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: