Наша, уважаемый читатель, очередная прогулка по Смоленску пройдёт по улице Лавочкина и примыкающему к ней микрорайону Ситники.

Прежнее название улицы — Шклянная (Шкляная) гора — от холма, по которому она проходит. Во второй половине XIII века в этой местности обосновались шклянщики (склянщики) — так называли тех, кто делал стекло.

Шкляная гора, речка и улица (по И.И. Орловскому, 1905 г.)
Шкляная гора, речка и улица (по И.И. Орловскому, 1905 г.)

Со временем здесь сформировалось двенадцать Шклянных улиц и переулков, главная из которых в советское время стала носить имя МОПР (Международное общество помощи борцам революции), её соседи стали называться Мопровскими. Лишь в 1962 году улица, на которой мы находимся, получила имя Лавочкина. В народе улицу стали называть по-своему — «Лавка».

Семён Алексеевич Лавочкин — знаменитый советский авиаконструктор, лауреат четырёх Государственных премий, дважды Герой Социалисти­­ческого труда. Родился в Смоленске в 1900 году. Получил высшее образование в Московском высшем техническом училище. С 1929 года работал в ряде авиационных КБ, затем был главным конструктором по самолётостроению. Разработанные им самолёты составляли основу советской истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны.

Вид на город со Шклянной горы, фото времён ВОВ
Вид на город со Шклянной горы, фото времён ВОВ

В послевоенное время Лавочкин работал в области реактивной авиации. В 1947 году им создан самолёт, впервые в советском самолётостроении преодолевший звуковой барьер. Семён Алексеевич скоропостижно скончался на полигоне в Казахстане в 1960 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 6 ноября 1977 года на улице, по которой мы совершаем прогулку, открыли бюст авиаконструктора (скульптор З.М. Виленский).

Как выглядел район, где мы сегодня путешествуем, в начале XX века? Известный смоленский краевед той поры И.И. Орловский отмечает в одном из своих трудов, что местность привлекательна «группой красивых зданий Казённого Винного Склада и остатками укреплений времён Смоленской войны 1632-1634 годов на обоих берегах речки Скляной». Ну, а как выглядит улица сегодня, — узнаем во время прогулки. Итак, отправляемся в путь.

Смоленск. Вид с собора на Склянную гору, фото начала XX века
Смоленск. Вид с собора на Склянную гору, фото начала XX века

Улица Лавочкина делится на два отрезка. Первый проходит по довольно крутому склону холма, который в зимнее время зачастую доставляет много хлопот и проблем автомобилистам. Второй отрезок улицы проходит по равнинной местности. Весьма своеобразна и застройка улицы. На склоне холма стоят частные усадебные дома, чуть выше — пятиэтажки. На равнинной части вдоль красной линии стоят двухэтажки из красного кирпича, позади которых дома повышенной этажности. Сама улица раньше была тихой, провинциальной. Вот как о ней вспоминает смолянка Мария Георгиевна Иванова: «Мы с семьёй переехали на улицу Лавочкина в 1969 году. Мой муж работал тогда на пятой автобазе и ему дали квартиру в только что построенной пятиэтажке, ныне это дом №48. Район этот тогда был обособленным, далеко от центра, добраться сюда было сложно. Говоря современным языком, находился на задворках цивилизации. Хотя меня такой окраинный район никак не смутил, ведь я сама смолянка, родилась в Садках — районе, подобном улице Лавочкина. Наоборот, мы были несказанно рады собственной квартире. Но все выходные проводили у родителей в Садках — душа рвалась в родной уголок. Что могу сказать об улице Лавочкина той поры? Честно, она мало походила на городскую. Здесь были в основном частные дома, многоквартирных кирпичных было всего несколько. Работал всего-навсего один продовольственный магазин. Никаких кафе, баров и тому подобного. Всего один автобусный маршрут №7. Тогда ещё не было современных корпусов военной академии. На месте Ситников находилась деревня, а рядом поля и овраг, по дну которого протекает Шклянной ручей. Туда мы с маленькой дочерью Леной ходили собирать дикорастущие цветы. А на склонах оврага загорали, отдыхали. В то время овраг и ручей не были загрязнены как сейчас. Ну, а когда появлялась листва на деревьях и зацветали сады, район превращался в райский уголок. Позже, в 70-80-е годы, на улице Лавочкина и на соседних с ней активно стали строить многоэтажные дома, а в конце улицы обосновались различные транспортные и иные организации. Всё это привело к резкому увеличению потока машин. Из тихой наша улица быстро превратилась в настоящую городскую, с большим количеством транспорта».

Что же, спасибо Марии Георгиевне за интересный и живой рассказ. А мы сделаем остановку у Смоленской академии войсковой ПВО имени дважды Героя Советского Союза, маршала Александра Михайловича Василевского — одного из крупнейших полководцев Великой Отечественной войны.

Академия войсковой ПВО им. Василевского, наши дни, мемориальная доска
Академия войсковой ПВО им. Василевского, наши дни, мемориальная доска

Надо отметить, что в Смоленске всегда были сильны традиции подготовки военных кадров. Накануне Великой Отечественной войны в городе находилось сразу несколько военных училищ. Одно из них было образовано в 1939 году на базе танковой бригады, городок которой и находился на Шклянной горе. Нынешняя военная академия свою историю ведёт с 20 октября 1969 года. Именно тогда в Смоленске было открыто Высшее зенитное артиллерийское командное училище. Через десять лет оно стало называться Высшим зенитным ракетным инженерным училищем, а в 1991 году — Высшим инженерным училищем радиоэлектроники войск ПВО Сухопутных войск. Лишь в 1992 году вуз стал Военной академией ПВО Сухопутных войск. Впоследствии учебное заведение на какое-то время становилось университетом и затем вновь стало академией. Но как бы не менялись названия, смоляне раньше называли это учебное заведение лаконично — «артуха». В 2011 году рядом с академией открыли бюст Василевского. Два бюста установлены на территории академии: Героя России гвардии старшего лейтенанта Андрея Николаевича Шерстянникова (1975-2000), погибшего во время командировки в Чечню, и Героя России (посмертно), старшего лейтенанта Александра Александровича Прохоренко (1990-2016), выпускника Смоленской военной академии, погибшего при исполнении воинского долга в ходе боёв за Пальмиру в Сирии. Бюсты разделяет гранитный камень с выбитыми на нём словами: «Россия. Родина. Долг. Честь».

Академия войсковой ПВО им. Василевского, наши дни
Академия войсковой ПВО им. Василевского, наши дни

Наш путь лежит к деревянной церкви во имя святого Меркурия Смоленского. Это один из новых храмов города, который был заложен 28 октября 2000 года митрополитом Кириллом в честь славных воинских традиций смолян. Храм строили курсанты военной академии на средства смоленских офицеров и благотворителей. 22 декабря 2002 года церковь освятили, и она сразу же стала духовным центром академии и всего микрорайона.

Церковь Меркурия Смоленского
Церковь Меркурия Смоленского

Ну, а теперь познакомимся с историей одного из «спальных» районов Смоленска с весьма любопытным названием — Ситники, примыкающего к улице Лавочкина.

Словарь русского языка С.И. Ожегова даёт такое толкование слову «ситник» — это «ситный хлеб, то есть испечённый из просеянной сквозь сито муки». Кто знает, может быть некогда жители деревни, находившейся на месте нынешних городских кварталов и в которой в середине XIX века проживало всего 20 человек, и славились выпечкой такого хлеба. Отметим, что такое название встречается как в Смоленской области, так и за её пределами.

По Генеральному плану 1969 года эта территория площадью в 40 гектаров предназначалась для строительства современного по тем временам микрорайона с предполагаемым населением 15 тысяч человек. Проект застройки принадлежал архитектору Н.А. Иванову.

В 1972 году здесь стали прокладывать коммуникации, а уже через год была сдана первая типовая пятиэтажка. Спустя несколько лет, когда в новом микрорайоне построили приличное количество домов, к городским властям и в прессу в буквальном смысле хлынул поток жалоб от его жителей. И во всех них отмечалось одно и тоже: разбитые дороги, отсутствие магазинов, кафе, кинотеатра, спорткомплекса, уличного освещения. В дома плохо поступала вода, плохо работали лифты и мусоропроводы. А объяснялось всё это довольно просто: у микрорайона долгое время не было единого застройщика. Но самой большой проблемой было отсутствие прочной транспортной связи с остальным городом. Смоляне более старшего поколения наверняка помнят как сложно было уехать в Ситники и из них в город на автобусах уже упомянутого единственного маршрута №7. Выражение «набились, как килька в бочке» здесь было весьма уместным. А уж остаться без пуговиц в пальто или куртке, проехав в автобусе, — это обычное дело. Естественно, со временем дела менялись в лучшую сторону. В Ситниках построили две школы, детские сады, магазины, а в 1989 году проложили трамвайную линию. Какова была радость местных жителей этому событию! Предоставим слово областной газете «Рабочий путь» (за 11.11.1989г.), которая писала об открытии трамвая в этот отдалённый микрорайон следующее: «Этого события давно ждали смоляне, особенно жители одного из самых отдалённых городских микрорайонов — Ситники. Немало времени, да и нервов тратили порой люди, чтобы добраться сюда. С надеждой смотрели они на хлопоты строителей, эксплуатационников, в хорошем темпе прокладывающих рельсы, устанавливающих железобетонные столбы, натягивающих контактный провод. Допоздна гудели на трассе автомашины, подвозя песок и гравий под трамвайные пути, утюжили землю бульдозеры.

И вот уже пролегли по шпалам стальные рельсы. От трамвайного кольца у авиационного завода протянулись они через четыре остановки до кирпичного завода в Ситниках.

Вечером шестого ноября, когда принарядившийся город готовился к торжествам, когда на улицах и площадях весело засветились разноцветные огни праздничной иллюминации, состоялся первый пробный пробег трамвая по новой трассе. Ветеран труда, одна из лучших вагоновожатых Смоленского трамвайного парка Лидия Игнатьевна Котова повернула рукоятку контроллера на первую ходовую скорость. Трамвай дрогнул и двинулся вперёд. Его фара освещала незнакомый доселе новый путь.

А минутой раньше тепло поздравили строителей и монтажников с завершением работ… И были яркие цветы водителю трамвая, были добрые слова напутствия, даже бутылка шампанского об рельсы — тоже была. Правда, кто-то из монтажников вздохнул: «Эх, жаль напитка!» Но главным чувством людей была радость от хорошо завершённой большой и трудной работы…

И закончить этот репортаж хочется несколько необычным весёлым эпизодом, который произошёл предпраздничным вечером 6 ноября. Первый трамвай, пройдя по новой линии в Ситники, приостановился у многоэтажных домов и издал переливистую звонкую трель. И тут же в светящихся окнах показались десятки силуэтов людей, которые приветливо махали руками, радуясь подарку, преподнесённому им к Октябрю. Пусть побольше будет у смолян таких подарков».

Да, побольше бы таких подарков смолянам в наши дни!


Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд» №3 [33] / июнь — июль 2018

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: