Занимая выгодное географическое положение, Смоленск с самого начала играл важную роль в жизни Русского государства. По словам смоленского историка И.И. Орловского, город «был для Руси дверью в Европу, пока в 1703 году Пётр I не прорубил окно через Балтику». Естественно, всё это наложило отпечаток на сознание и менталитет смолян и нашло отражение в городской топонимике. В прошлый раз мы побывали на улице Студенческая и отметили, что несколько столетий назад в этом районе на берегу Днепра находилась Немецкая слобода, в которой селились западноевропейские купцы. Начальный отрезок улицы Большая Краснофлотская, с историей который мы будем знакомиться сегодня, также проходит побывшей Немецкой слободе. Здесь находилась церковь иноземных купцов, так называемая немецкая или латинская божница. Она была построена из плинфы — узкого кирпича — предположительно во второй половине XII века. Часто эту круглую в плане постройку с четырьмя столпами внутри специалисты называют ротондой. В ней, а также в древнем Успенском соборе, стоявшем на месте нынешнего, хранились эталоны веса, нужные купцам, чтобы избежать просчётов в торговле. Остатки постройки, обнаруженные в земле археологом Д.А. Авдусиным в 1958 году, изучены и законсервированы. Ныне они покоятся подслоем земли в 30 метрах западнее церкви Иоанна Богослова. Осмотрев жилой дом №1, являющийся памятником архитектуры рубежа XIX — XX веков, и стоящий на набережной памятник святому князю Владимиру (скульптор Валерий Гращенков, 2015) отправляемся к упомянутой церкви — одному из трёх храмов XII века, сохранившихся в Смоленске до наших дней.
Церковь Иоанна Богослова возведена на рубеже 60-70-х годов по указанию князя Романа Ростиславича. Особенностью смоленских храмов того периода было то, что они строились только из плинфы (в других городах помимо неё использовали камень), а в известковый раствор добавляли толчёный кирпич-цемянку, а также кусочки углей. Храм был богато украшен, стены и своды внутри расписаны фресками, на полулежала поливная плитка. По мнению исследователей, внешне он был похож на церковь Петра и Павла, что на противоположном берегу Днепра, на улице Кашена. В первоначальном виде храм просуществовал до XVII века. После захвата Смоленска поляками, интервенты устроили в нём костёл. Во время неудачной попытки освобождения города в 1632-1634 годах по приказу русского воеводы М.Б. Шеина из стратегических соображений постройку повредили (стоявшая рядом с крепостью, но за её пределами, она могла использоваться неприятелем в качестве опорной базы), после чего она пришла в запустение. Впоследствии она была повреждена ещё и пожаром и лишь к концу века восстановлена. В дальнейшем здание подверглось сильной перестройке — на его фасадах срубили полуколонны, частично заложили окна, а многие расширили, с западной стороны пристроили трапезную и колокольню (разрушены во время Великой Отечественной войны). В советское время церковь Иоанна Богослова постигла та же участь, что и остальные храмы. Её закрыли в 1933 году. В здании размещались музей, библиотека, затем склад стройматериалов реставрационных мастерских. Лишь в 1993 году церковь вернули верующим.
Находясь рядом с церковью Иоанна Богослова, стоит вспомнить и об её устроителе — князе Романе Ростиславиче (около 1128 -1180), правившем в Смоленске с 1160 по 1180 годы с перерывом в пять лет. Он был одним из сыновей основателя смоленской княжеской династии князя Ростислава Мстиславича. За время нахождения на престоле Роман показал себя человеколюбивым правителем, хотя, по сообщению летописи, сам «многие досады принял от смолян». Как говорится, всем не угодишь. Источники также сообщают о князе, что он был «вельми учён всяких наук», называют его «бескорыстным рыцарем просвещения». В его бытность при церкви Иоанна Богослова работали библиотека и школа, в которой изучали латинский и греческий языки. Кстати, когда были обнаружены остатки немецкой божницы, некоторые исследователи утверждали, что это руины бывшего школьного здания. Русский историк Василий Татищев пишет, что Роман был высок, красив, не любил неграмотных священников, «на книги истратил всё своё имение». Деньги на его погребение собирали смоляне. Лучшим же памятником князю, без сомнения, является пережившая столетия церковь, у которой мы остановились. Предположительно, рядом с ней и находился терем — резиденция Романа Ростиславича — остатки некой древней каменной постройки были обнаружены в земле северо-восточнее храма.
В древности нынешняя улица Большая Краснофлотская была частью главной улицы города — Великой или Большой Проезжей. Позже её начальный отрезок (до речки Чуриловки) назывался Богословской — по церкви Иоанна Богослова. Эта часть города представляет большой интерес для археологов. Между домами №1 и №3 несколько лет назад в земле обнаружили руины древней церкви. Возможно, она была освящена в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы (во время прошлой прогулки мы говорили, что эта местность с конца XV века называлась Пятницким концом). Остатки древнего храма обнаружены и там, где с Большой Краснофлотской стыкуется улица Пушкина, в прошлом Малая Богословская. Исследователи предположили, что он был освящён в честь святого Кирилла. По-древнерусски это имя звучало Чурило. Может быть, отсюда название Чуриловского оврага и протекающей по его дну речки Чуриловки. Правда, это не единственное объяснение этого топонима. Многие его связывают с тем, что овраг долгое время являлся естественной границей города с запада, а слово «чур» и означает граница, грань (вспомним слово «чересчур», то есть через край). Также есть мнение, что название происходит от слова «чур» в значении пращур, предок (а теперь вспомним выражение «чур, меня», что значит «пращур, защити меня»), а овраг и речка и защищали город от непрошенных гостей, которые подходили к нему с западной стороны. Мы же заглянем ненадолго на улицу Пушкина, проходящую по дну оврага.
Улица Пушкина скорее походит на сельскую, нежели на городскую: застроенная частными домами, она летом утопает в зелени. Кстати, не все и знают, что в этом районе есть улица, носящая имя великого русского поэта. Разве что об этом напоминает название остановки. Жители этой улицы отзываются о ней с особым чувством. «Она — самая лучшая на свете! Тихая, утопающая в садах. Практически в центре города, и, в то же время, как будто на окраине, — говорит Наталья Петровна Макарова. — Осенью 1983 года мы с мужем купили здесь дом, в который наконец-то переселились из общежития. Он построен в 1948 году. К слову, и большая часть застройки на нашей улице относится к первым послевоенным годам. Раньше здесь в домах было печное отопление (газ провели в 1984 году), воду брали из водоразборных колонок, которые и поныне существуют, дорога была обычной грунтовой. Привыкать к такой жизни не пришлось, ведь я и мой муж родились в сельской местности. В то время жители активно разводили кур, уток, голубей, коз и даже телят. Идёшь, бывало, и везде лают собаки, а зимой пахнет дымком из печных труб. За нашими участками по дну оврага протекает речка Чуриловка. Она совсем маленькая, но однажды дала знать о себе в полной мере, показала, так сказать, свой нрав. Помню, как во время ливня она так разлилась, что смыла часть наших огородов, а у соседей и баню заодно. Мы эту речку в шутку называем «хамелеонкой» — вода в ней иногда более-менее прозрачная, но чаще какого-либо цвета из-за стоков. Конечно, в последнее время облик улицы меняется, умирают пожилые жители, старые дома перестраиваются, появляются современные коттеджи. Жизнь не стоит на месте. Но, несмотря ни на что, мы очень любим нашу улицу». Я думаю, мы согласимся с этими словами.
Район улицы Пушкина довольно подробно описан смоленским историком С.П. Писаревым в «Памятной книге Смоленска. Указатель и путеводитель», изданной в 1898 году. Он считал, что в былые времена здесь селились так называемые возовники — владельцы гужевого транспорта. В отличие от ямщиков, занимавшихся перевозкой пассажиров, возовники занимались доставкой грузов.
В 1972 году на улице Пушкина подслоем земли обнаружили кирпичеобжигательную печь XIII века. Её исследовали, составили описание и засыпали землёй. Эта находка ещё раз подтверждает заселённость местности с давних времён.
Вернувшись на улицу Большая Краснофлотская, обратим внимание на двухэтажный дом с магазином на первом этаже (№4). На его фасаде установлена памятная доска, текст которой извещает об ожесточённых боях в этом районе, которые вели добровольцы и воины под командованием полковника Петра Фёдоровича Малышева с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 года. Кстати этот дом носит название «Дом жилой с лавкой» и был построен в конце XIX века. Сегодня он включён в перечень охраняемых государством памятников архитектуры.
В огороде одного из частных домом по соседству обнаружены остатки ещё одного храма XII века, освящённого, предположительно, во имя Пресвятой Богородицы. Совершая сегодняшнюю прогулку, мы находим подтверждение словам русского писателя позапрошлого века С.В. Максимова: «Из древнейших городов земли Русской едва ли найдётся другой, где бы так мало сравнительно сохранилось надземных остатков старины, но где бы в то же время было их такое множество, скрытых под толстыми пластами наносной земли. Развалины всякого рода во множестве окружают и наполняют город: часть их открыта и объяснена, другая ещё ждёт раскопок и земляных работ». Действительно, в Смоленске «неправдоподобно большое для древнерусского города» количество руин, из которых учёными изучено почти два десятка. А сколько открытий ещё предстоит сделать! Любопытно, что все обнаруженные руины датируются XII — началом XIII веков. Без преувеличения, это было золотое время в истории города. По количеству построенных храмов Смоленск в то время стоял в одном ряду с Киевом и Великим Новгородом. Но, как известно, ничто не вечно в этом мире.
Идём дальше по улице Большая Краснофлотская, по той её части, что в старину называлась Варяжской. По мнению ряда исследователей, во времена существования пути «Из варяг в греки» здесь селились варяжские купцы. Может быть, именно поэтому знакомую нам церковь Иоанна Богослова старинные документы именуют «храмом на Варяжках». Хотя встречается и такой вариант: «храм на овражках», то есть рядом с Чуриловским оврагом. Позже улица от речки Чуриловки и до конца стала называться Большой Свирской, а район — Свирской слободой — по одноимённой церкви.
Продолжаем нашу прогулку и обратим внимание на здание, занятое вспомогательной школой (№21). Оно построено в 1908 году и является памятником архитектуры. К слову, на улице, с историей которой мы сегодня знакомимся, памятниками, помимо указанной постройки, являются ещё несколько гражданских зданий — это дома №1 (уже упомянутый в начале прогулки), №4 и №70 (вторая половина XIX века), №114 (конец XIX века). Мы же направляемся к ещё одной сохранившейся до наших дней церкви XII века — Архангела Михаила (Свирской). Правда, официально она «прописана» на соседней Парковой улице.
Церковь Архангела Михаила, или Свирская (по престолу святого Александра Свирского, что был в ней с 1733 года), построена в 90-х годах по заказу смоленского князя Давида — ещё одного сына князя Ростислава Мстиславича. Давид княжил с 1180 по 1197 годы. Ему, правителю весьма своенравному и мстительному, активно участвовавшему в междоусобной княжеской борьбе, немало строк посвятил автор «Слова о полку Игореве». Известно, что против Давида с восстанием поднимались смоляне, и оно было жестоко подавлено. Как сообщает летописец, тогда «много голов слетело лучших людей». Но, несмотря ни на что, этот правитель многое сделал для Смоленского княжества. При нём полностью обустроили княжескую резиденцию в западной части города, частью которой была и церковь Архангела Михаила. Обратим внимание: не основали резиденцию, а полностью её обустроили. А княжеский двор здесь обосновался ещё в 30-х годах XII века во время княжения Ростислава Мстиславовича. Случайным ли это было? Безусловно, нет. Во-первых, теперь резиденция находилась не в центре города, а как говорится, подальше от глаз людских. Во-вторых, западная окраина Смоленска, так называемая Смядынь, считалась святым местом, поскольку в 1015 году здесь был убит один из первых русских христианских святых — князь Глеб. И глубоко верующий Ростислав Мстиславович переселился ближе к этому почитаемому месту.
Церкви Архангела Михаила как княжеской придали особую красоту. Такой вывод можно сделать из записи, сделанной в начале XIII века галицко-волынским летописцем: «Сей храм есть лучший в полунощных русских землях, и каждый приходит дивиться изрядной красотой его». Внутри церковь была расписана фресками, пол выложен разноцветной поливной плиткой. В храме много света, он устремлён ввысь. Снаружи стены были оштукатурены и побелены. Увы, от первоначального внутреннего величия до наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты фресок. Но для смолян церковь Архангела Михаила — предмет особой гордости, ведь её построили свои доморощенные мастера. Руководил строительством, по одним данным, талантливый смоленский зодчий Пётр Милонег, а по другим — полоцкий зодчий, имя которого нам не известно.
Летописи церковь Архангела Михаила именуют «храмом на пристани» (в этом районе была большая пристань на Днепре) или «храмом на Смядыни». Поскольку здесь находилась резиденция смоленских правителей, район этот называли Княжеской местностью. Во время сегодняшней прогулки мы познакомились с историей улицы Большая Краснофлотская, ведущей сюда. И пусть в наши дни она имеет не особо респектабельный вид, но какую роль в истории Смоленска она сыграла!
Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 2 [26] — май 2017
Комментариев нет