Витебское шоссе — улица относительно молодая, окончательно оформившаяся во второй половине XIX века, когда через Смоленск прошла железная дорога. Вдоль последней шоссе и проходит в западном направлении. Но прежде чем начать знакомство с ним, заглянем на площадь у железнодорожного вокзала. А попадём мы туда с улицы Кашена, по которой путешествовали в прошлый раз, по виадуку.
Строительство в городе виадука было связано с прокладкой железных дорог. Для улучшения связи вокзалов с городом и обеспечения трамвайного движения первоначально под железной дорогой хотели устроить тоннель. Но извечная проблема — нехватка денег в городской казне — не позволила этого сделать. Руководство «железки» помочь отказалось. Да и технически в то время было сложно пустить трамвай под землёй. Тогда и решили возвести виадук, получивший название Пятницкий от соседней улицы. О том, как он выглядел первоначально, мы можем судить по старым фотографиям. В таком виде он просуществовал до Великой Отечественной войны, после которой был перестроен и впоследствии не один раз реконструировался.
Главным объектом на площади является железнодорожный вокзал. Его построили в 1949 -1951 годах по проекту Бориса Мезенцева и Михаила Шпотова. До Великой Отечественной войны на его месте находились два вокзала, поскольку через Смоленск проходили две железные дороги — Риго-Орловская (1868) и Московско-Брестская (1870). Между вокзальными зданиями была переброшена арка с электрическими часами, выполненными по проекту Николая Александровича Ромейко-Гурко — талантливого инженера и изобретателя, известного разработкой светящихся электрических часов на Эйфелевой башне, а также вкладом в развитие железнодорожного транспорта. Часами его разработки были украшены вокзалы Санкт-Петербурга и Москвы. Оба смоленских вокзала серьёзно пострадали во время войны. После освобождения города на их месте возвели временный деревянный, а затем современный вокзал. Это один из немногих «островных» вокзалов.
На боковом фасаде здания вокзала установлены две мемориальные доски. Одна из них посвящена воинам 129-й стрелковой дивизии, оборонявшей город в июле 1941 года, вторая — смоленским подпольщикам во главе с железно-дорожником Борисом Ивановичем Поповым, погибшим во время оккупации. На лицевом фасаде в 2017 году была открыта доска смоленскому губернатору Николаю Петровичу Бороздне (1808-1878), принимавшему активное участие в открытии железнодорожного сообщения между Москвой и Смоленском.
Вот теперь пора стартовать по Витебскому шоссе, которое и в прошлом, и в наши дни является важной транспортной магистралью. Интересно,что первое в ДТП в Смоленске произошло именно в районе этой улицы ещё в начале прошлого века: автомобиль-ландо, владельцем которого был поручик расквартированного в городе 2-го Софийского полка Лебедев, разбился вдребезги, находившиеся в машине изрядно покалечились.
Первый отрезок Витебского шоссе проходит у подножия Покровской горы. Именно здесь во время Смоленской войны 1632-1634 годов за возвращение города в состав Российского государства русскими воинами «устроена была какая-то стена с тремя особыми сооружениями». Об этом укреплении в своих трудах сообщает известный дореволюционный смоленский краевед С.П. Писарев.
В самом начале шоссе находится здание оригинальной архитектуры, напоминающее маленький средневековый замок с башней. Оно построено в начале XX века архитектором Н.В. Запутряевым для народного училища — бессословного начального учебного заведения, доступного для обычных горожан. Подобных зданий этим архитектором в Смоленске было возведено несколько (здания нынешних вспомогательных школ по улицам Соболева и Большая Краснофлотская, музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Института развития образования). Все они изначально предназначались для учебных заведений. Постройку, у которой мы остановились, после революции занимала железнодорожная школа №30, затем вечерняя школа.
На первом отрезке Витебского шоссе обращает на себя внимание большое красивое здание Дворца культуры железнодорожников, построенное в 1957 году. Оно стоит на склоне Покровской горы и хорошо просматривается из многих точек города. Особую парадность постройке придаёт широкий лестничный спуск..
С первых лет своего существования Дворец стал мощным очагом культурной жизни города. Вот какую характеристику этому заведению даёт путеводитель по Смоленску под редакцией Г.Т. Рябкова, изданный в 1965 году: «Он красив не только снаружи. Внутри тоже всё — от огромной хрустальной люстры в зрительном зале до уютных, со вкусом меблированных гостиных и просторное фойе — восхищает и радует глаз. Кроме зрительного зала на 600 человек, где устраиваются концерты и демонстрируются фильмы, во Дворце имеется лекционный зал на 200 мест, спортивный зал с душевыми установками, читальня, библиотека и комнаты для кружковых занятий.
Людно по вечерам во Дворце культуры. Здесь проходят занятия кинолектория, музыкального лектория, драматического отделения университета культуры, тематические вечера. В спортзалах тренируются спортсмены общества «Локомотив» — боксёры, юные физкультурники дорожной спортивной школы. При дворце работают десятки кружков художественной самодеятельности: оркестр народных инструментов, духовой оркестр, эстрадный и драматический коллективы, агитбригада, две танцевальные группы, кружок чтецов, два хора, кружок сольного пения. На курсах кройки и шитья одновременно обучается около 100 женщин. Широко развёрнута работа с детьми: их обучают танцам, пению, художественному чтению, акробатике. Создан пионерский кукольный театр, занимается хор мальчиков». Надо сказать, впечатляет. А какой огромнейшей популярностью некогда пользовались здешние дискотеки! Многое с тех пор поменялось.
На противоположной стороне улицы, у железной дороги, во время Великой Отечественной войны находился продовольственный склад фашистов. А в 1959 году на этом месте был заложен Сквер железнодорожников. В нём высадили около 200 деревьев и кустарников, устроили цветочные клумбы, смоляне и гости города могли отдохнуть на скамейках или прогуляться по дорожкам, вымощенным брусчаткой. В 1983 году, к 50-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, в сквере был установлен памятный знак. Он посвящён железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Застройка Витебского шоссе в наши дни разностильная. Сохранилось несколько домов, дающих представление о дореволюционной застройке этого района. К ним относятся дома №9 (конец XVIII — первая половина XIX века), №12 (середина и вторая половина XIX века), №15 (конец XVIII — начало XIX века). А дом №9 является вторым по величине гражданским зданием города в стиле барокко после архиерейских палат на Соборном холме. Практически вся остальная застройка — послевоенная. Прежняя была уничтожена во время боёв за город, которые в этом районе были особо ожесточёнными, поскольку рядом объект стратегической важности — железная дорога. После освобождения Смоленска дома на улице строились на средства города и железной дороги. Широко использовали при этом и труд пленных немцев. Почти все дома по чётной стороне, начиная от дома №18, построены ими.
Витебское шоссе проходит по землям двух исторических слобод — Кукуй и Донщина.
Слобода Кукуй располагалась от Днепра до Покровской горы и на западе реки Городянки, упрятанной, как мы уже говорили знакомясь с улицей Кашена, в трубу при строительстве железной дороги. А протекала она там, где понижается местность у пешеходного моста через «железку».
Кукуй — любопытное и одновременно не особо понятное название. Таким словом называют ореховое дерево на Гавайских островах, виноградную водку в Венесуэлле, сорт огурцов. Но смоленская слобода ни к чему подобному отношения не имела. По всей видимости, это название пришло к нам из Москвы, где Кукуем называли Немецкую слободу, по которой протекал ручей Кукуй (район нынешних Бауманских улиц). Местность, где в Смоленске с конца XVII века стали селиться иноземцы, по московскому варианту и назвали Кукуй.
Донская слобода (Донщина) располагалась к западу от Городянки. Её название связано с донским казачеством, входившим в состав Смоленского гарнизона. Первоначально казаки селились в пределах крепостной стены в овраге Зелёный ручей, а во второй половине XVIII века их переселили в район нашей сегодняшней прогулки. До революции здесь было много Донских переулков и улиц. Какие-то из них есть и в наши дни, но называются уже по-иному — Профинтерновскими.
Пройдя «шайбу» (так горожане называют небольшую площадь, у которой шоссе делает поворот), мы направимся к одному из самых старых кладбищ города — Тихвинскому.
В 1771 году императрица Екатерина II подписала указ, согласно которому запрещалось хоронить умерших от инфекционных заболеваний на церковных кладбищах в черте городов. В связи с этим в Смоленске было открыто несколько кладбищ, в их числе Тихвинское. Хотя, подобный указ, принятый Синодом, существовал ещё с 1725 года, но не исполнялся.
В 1775 году на кладбище на средства верующих была построена деревянная церковь, сгоревшая во время Отечественной войны 1812 года. В 1802 году рядом с деревянной возвели каменную. Деньги на её строительство пожертвовал купец Стефан Илларионович Зубов. В храме было три престола. Главный, холодный, был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придельные — во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и Тихвинской иконы Божией Матери. От последнего престола получил название сам храм, а от него и кладбище.
Тихвинская церковь являлась кладбищенской до 1896 года, при этом не имела самостоятельного штата священников и была приписана к Петропавловской. Судя по архивным документам, в советское время храм действовал до начала войны с фашистами. Но постройка серьезно пострадала в ходе военных действий и после войны её разобрали. В наши дни на месте церкви заасфальтированная площадка на территории кладбища. Что же касается самого некрополя, то изначально он служил местом для погребения умерших от инфекций, самоубийц, утопленников, всех, кто умер без крещения и покаяния. Рядом с церковью в конце XVIII века стоял так называемый барак для «мнимоумерших», где врач с помощью зеркала выяснял, жив человек или находится без сознания. Зеркало охлаждали и приставляли ко рту и носу человека. Если оно запотевало — человек был жив. Весьма оригинальный способ, если не принимать во внимание, что это было более двухсот лет назад.
В XIX веке Тихвинское кладбище стало общегородским. Любопытный факт: в 1824 году донские казаки на территории некрополя предприняли «в присутствии и властей, и множества народа» поиски клада, якобы зарытого во время войны с Наполеоном. Увы, ничего найдено не было. Кстати, во время войны 1812 года Тихвинская церковь уцелела от пожара и в целом была мало разграблена неприятелем. Это вполне объяснимо: храм находился на окраине города. Уже в феврале 1813 года службы в нём возобновились.
Поскольку на кладбище хоронили самоубийц, оно стало местом проведения Семика — праздника, связанного с культом умерших, одновременно знаменовавшего собой окончание весны и начало лета. Считался женским праздником, совершался на берегах рек, в лесах и на кладбищах. В обряд входило завивание венков на берёзах, опускание венков на воду, исполнение специальных обрядовых песен, вождение хороводов, угощение блинами, пирогами, киселём, алкоголем. Справлялся праздник в четверг на седьмой (семицкой) неделе после Пасхи.
Семик включал в себя и обряд поминовения усопших, особенно так называемых «заложных», то есть умерших не своей, а, как раньше говорили, «плохой» смертью. Их запрещалось отпевать в храмах и поминались они отдельно, только на Семик. Этот день считался отрадой для их душ, которые не могли найти покоя. Поминовение нередко сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями. На Тихвинское кладбище на этот праздник приходило много народа, в том числе из соседних деревень. Крестьяне здесь могли продать продукты своих подворий и сделанные своими руками ремесленные изделия, тем самым подзаработать. Торговля велась в берёзовой роще по соседству с кладбищем. Вечером на кладбище начиналась общая панихида. Все стояли у могил с зажжёнными свечами и молились. Считалось, что после молитвы души «плохоумерших» и умерших без крещения и покаяния перестанут бродить по земле и уйдут в небеса. После панихиды все расходились по домам.
Много известных и заслуженных людей похоронено на Тихвинском кладбище. Упомянем некоторых из них.
Леонид Алексеевич Ухтомский (1829-1909) — русский морской офицер, вице-адмирал, литератор (могила не сохранилась); Павел Александрович Мачульский — купец и промышленник, о котором мы говорили, знакомясь с историей улицы Кашена; Александр Васильевич Ефременков (1845-1909) — купец, предприниматель, один из представителей династии смоленских пивоваров; Василий Иванович Грачёв (1865-1932) — известный смоленский историк-краевед, музейный работник, автор книг по истории Смоленска; Василий Андреевич Калашников (1855-1935) — первый учитель В.И. Ленина, с 1917 по 1935 годы проживавший в Смоленске, где принимал активное участие в общественной жизни и в ликвидации безграмотности среди населения; Тимофей Глебов (1874-1951) — священник, возобновивший службы в Успенском соборе 10 августа 1941 года; Михаил Дмитриевич Богомолов (1904-1953), известный под псевдонимом Виктор Кудимов — писатель, автор книги «Мартын-живописец»; Владимир Борисович Простаков (1926-1992) — русский советский поэт, был дружен с Юрием Гагариным и готовил о нём книгу, но закончить её не успел; Дмитрий Николаевич Светильников (1910-1997) — актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР, долгое время возглавлявший Смоленский театр кукол, носящий ныне его имя; Ольга Борисовна Воронец — известная советская и российская певица в жанре народной и эстрадной музыки, Народная артистка РСФСР, уроженка Смоленска.
Любой посетитель Тихвинского кладбища обратит внимание на внушительных размеров усыпальницу купца польского происхождения Рачинского, умершего в 1910 году. К сожалению, в наши дни она находится в весьма плачевном состоянии.
В северной части кладбища находится захоронение воинов, павших в боях за Смоленск во время Великой Отечественной войны. В братской могиле покоится 927 человек. В трагические июльские дни 1941 года на кладбище находился командный пункт 129-й стрелковой дивизии, территория некрополя и прилегающий район были местом ожесточённых боёв. До сих пор здесь можно увидеть старые надгробия, израненные пулями, а также большую яму — воронку от фашистской бомбы. А на фасаде соседнего с кладбищем завода комплексных дорожных машин имени Калинина помещена памятная доска, посвящённая воинам 152-й стрелковой дивизии, героически сражавшимся за город в 1941 году.
Предприятие, у которого мы оказались, было основано как завод сельскохозяйственных машин инженером и меценатом Пятрасом Вилейшисом в Вильно (ныне Вильнюс) в 1911 году и называлось «Вилия». В Смоленск его переместили в начале Первой мировой войны, здесь оно стало работать на нужды фронта. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Свердловскую область, где снова ему пришлось работать на «оборонку». На нём выпускали батальонные миномёты и легендарные «Катюши». После освобождения Смоленска завод вернулся обратно, для него были построены новые корпуса. И до наших дней — это известнейшее предприятие по выпуску уборочных комплексов. А вот здание теперь уже бывшего заводского дома культуры построили ещё в 1940 году. Поскольку здание возвели на склоне холма, оно «поползло» вниз. Согласно народной молве, архитектор, испугавшись наказания, застрелился. Здание тем не менее уцелело во время боевых действий и после освобождения города в его стенах содержали пленных фашистов. И хотя официально оно «прописано» по улице Ударников, стоит подойти и осмотреть его.
Перед входом на завод некогда располагался буфет «Голубой Дунай», снесённый в 1958 году. Взяв с собой спиртное, здесь рабочие могли взять закуску и облюбовавши какую-либо могилу на кладбище подальше от входа, расслабиться после тяжёлого трудового дня. Распивать в буфете и общественных местах тогда строго запрещалось.
Напротив завода — грузовая железнодорожная платформа, которую смоляне старшего поколения ещё и в наши дни иногда называют «керосинкой».
В этом районе в коллекторе под землёй протекает маленькая речка Шклянная. За ней от шоссе начинается улица Лавочкина, с историей которой нам ещё предстоит познакомиться. Далее Витебское шоссе выходит к путепроводу над железной дорогой (1980) и устремляется в сторону Красного Бора. Но это уже другая история.
Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 2 [32] — апрель / май 2018
Комментариев нет