Сегодня, уважаемый читатель, мы начинаем знакомство с историей улиц, расположенных в правобережной части Смоленска. Наша прогулка пройдёт по бывшему Петербургскому предместью города, откуда начиналась дорога в северную столицу. Сейчас на его месте несколько улиц, в том числе Беляева, Ново-Ленинградская, Колхозная площадь. Начнём с улицы, носящей имя уроженца Смоленска, знаменитого писателя-фантаста А.Р. Беляева. До революции отрезок этой улицы ближе к Днепру назывался Никольской, а остальная часть — Старо-Петербургской, затем Старо-Петроградской. В советское время улицу переименовали в Старо-Ленинградскую. Имя Беляева она получила относительно недавно, в марте 1984 года. 

Гений места. По петербургскому предместью

Александр Романович Беляев (1884-1942) — известный писатель-фантаст. Родился в семье священника, учился в духовном училище, в семинарии, затем в Демидовском лицее в Ярославле. В родном городе работал присяжным поверенным. Печататься начал в газете «Смоленский вестник». Полностью посвятил себя литературной деятельности с 1925 года, опубликовав первые фантастические произведения в московских журналах «Вокруг света» и «Всемирный следопыт». Последние годы жизни жил в городе Пушкине Ленинградской области, где и похоронен на Казанском кладбище. К наиболее известным произведениям относятся: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» и другие.

Местность, где мы сегодня гуляем, наши предки стали заселять довольно давно. Об этом говорят данные археологических раскопок. В частности, в районе Нижне-Никольской церкви, расположенной здесь, найдено несколько берестяных грамот, датируемых XII-XIII веками. Они представляют собой фрагменты текстов — частных писем и документов, связанных, главным образом, с хозяйственной деятельностью смолян. Любопытный факт: в своё время берестяная грамота, посланная из Смоленска, была найдена в Великом Новгороде. На ней сделана надпись о товаре и его доставке. Эта находка ещё раз подтверждает активные торговые связи Смоленска с другими городами.

В XV веке из левобережной части Смоленска в этот район перевели так называемый Литовский гостиный двор (в то время Смоленские земли на протяжении 110 лет входили в состав Великого княжества Литовского), устроив здесь первые торговые ряды. С тех времён судьба этой местности оказалась предрешённой: она всегда была неразрывно связана с торговлей.

Во времена Петра I по его указу перед мостом через Днепр было устроено дополнительное укрепление — кронверк, защищавшее подступы к главным городским воротам, — Днепровским. Но в 1747 году случился большой пожар, выгорели все находившиеся в этом районе деревянные постройки. Пройдёт без малого сто лет, прежде чем при губернаторе Н.И. Хмельницком в 30-е годы XIX века здесь начнут наводить порядок и устроят три торговые площади.

Первая из площадей, Базарная, занимала пространство, где в наши дни расположены универмаг «Заднепровский» (1965), который смоляне более старшего поколения зачастую называют по его прежнему имени — «Луч», рынок «Заднепровский» и уличные торговые ряды между ними и Днепром. На этой площади торговали лесом, домашним скотом (кроме лошадей — ими торговали на Молоховской площади), хлебом. Основными поставщиками товара были крестьяне.

Вторая площадь, Рыночная, находилась к востоку от Нижне-Никольской церкви, у деревянного моста над Днепром (его береговые каменные устои сохранились до наших дней, сама переправа была взорвана в 1941 году). Здесь устроили специализированные торговые ряды, единственные подобные в городе. Торговлю в них вели продуктами, одеждой, обувью, посудой, мебелью, хозяйственными товарами.

Был на Рыночной площади и Обжорный ряд, в котором продавали разнообразную горячую пищу, недорогую, но и не всегда качественную. Торговки крикливо и навязчиво предлагали требуху, лапшу, пироги и т.п. Всё держалось в больших горшках, закрытых тряпками, чтобы еда не остывала. Зимой продававшие даже сидели на них. Конечно, чистота посуды была далеко не идеальной, равно как и качество продуктов. Но они находили своего покупателя — городская беднота и приезжие крестьяне охотно покупали еду из-за её дешевизны. Здесь же находилась так называемая «толкучка», или «Сухаревка», называемая так по аналогии со знаменитым Сухаревским рынком в Москве. В ходу была поговорка: «С Сухаревкой не шути, там всё найдёшь ты для души». Интересные воспоминания о торговле на Рыночной площади оставил неизвестный поэт:

Подмётки, ластик, пироги.
Блины, калоши, разный хлам.
Там даже пудра, порошок
И старый глиняный горшок.

Рыночная площадь была местом проведения Никольской ярмарки. Она начиналась 19 декабря, в день Николы Зимнего, а продолжалась до Рождества Христова. Официальное разрешение на её проведение (как и Вознесенской на Молоховской площади) было дано в 1835 году. Прежде смоленские ярмарки были приурочены к дням памяти Иоанна Предтечи и апостола Матвея и проходили по четыре недели каждая. На ярмарки, которые были целым событием в жизни города, приезжали купцы с товарами из разных городов. Уезжая же из Смоленска, они непременно увозили с собой «смоленские конфекты» (сухие фруктовые конфеты) и «смоленскую муку» (перетёртую в жерновах гречневую крупу).

На месте нынешней Колхозной площади находилась третья торговая площадь — Сенная. Но о ней чуть позже. А пока осмотрим представляющие интерес объекты на улице Беляева. Все они расположены по чётной стороне улицы. Дом №2 с двумя парадными фасадами построен в конце XIX века для размещения различных организаций. На его третьем этаже до революции работала библиотека. К тому же времени относится и дом №8, представляющий собой типичный купеческий особняк. Особую привлекательность ему придаёт установленная на фронтоне фигурка мальчика. По поводу её появления существует интересная легенда, согласно которой у владельца дома в Днепре утонул маленький сын. Вот и решил отец так необычно увековечить память о нём.

На этой же стороне улицы Беляева находится очень нарядная часовня. История её строительства такова. Долгое время на рынках Смоленска торговали по средам и субботам. Эти дни были установлены Магдебургским правом, данным городу поляками в начале XVII века. Постепенно торговый день сместился с субботы на воскресенье. Продавать стали и в православные праздники, что считалось греховным. В 1881 году Городская дума по просьбе православных купцов запретила торговлю по воскресным и праздничным дням. Разрешалось торговать только самыми необходимыми и быстро-портящимися продуктами: мясом, рыбой, молоком, хлебом, овощами и т.п. Рыночный день снова вернули на субботу. Но этому воспротивились купцы еврейского происхождения, коих в городе было довольно много. Для них суббота — святой день, а поэтому работать не полагалось. Они обратились с соответствующей жалобой в Сенат. Но он оставил постановление Смоленской Городской думы без изменений. Таким образом, победу в этом деле одержали православные купцы. В честь этого важного для них события на их же средства и была построена в 1903-1906 годах часовня, у которой мы остановились.

Теперь направимся к Нижне-Никольской церкви, стоящей позади часовни. Прежде здесь находился деревянный храм, построенный во второй половине XVII века и сгоревший вовремя пожара 1747 года.Через несколько месяцев на его месте возвели каменный. На его втором этаже находился главный престол, освящённый во имя Николая Чудотворца, на первом — престолы во имя иконы Божией Матери «Тихвинская» и святого Меркурия Смоленского. В 60 -70-е годы XVIII века построили колокольню, а с восточной стороны церкви — часовню (не сохранилась).

Нижне-Никольская церковь была построена на средства известного смоленского купца Фёдора Кирилловича Щедрина. К сожалению, известно о нём не многое. Родился приблизительно в 1704 году и не принадлежал к потомственным мещанам Смоленска. Дед и отец его были солдатами и записали Фёдора в мещане, когда ему исполнилось уже 20 лет. К этому времени он обзавёлся семьёй, у него было два сына. Занимался новоиспечённый купец торговлей хлебом и пенькой. К 1764 году Фёдор Щедрин уже с тремя сыновьями обладал самым крупным купеческим капиталом в городе — 50 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги. Проживал купец в Заднепровье. Уже упомянутый нами пожар 1747 года, по всей видимости, обошёл дом Щедриных стороной. Это и могло побудить Фёдора Кирилловича вложить средства в строительство каменной Нижне-Никольской церкви.

Торговые и благотворительные дела Ф.К. Щедрина продолжил его младший сын Филимон. В 1769 году, после смерти первой жены, он сочетался браком. Венчание проходило в Нижне-Никольской церкви. Через семь лет в ней же и отпевали Филимона Фёдоровича, умершего в возрасте 50 лет. На его средства была построена Благовещенская церковь на Соборном холме.

Теперь о судьбе Нижне-Никольской церкви. Она серьёзно пострадала во время Отечественной войны 1812 года: французы устроили в ней скотобойню. Правда, храм довольно быстро восстановили на средства, выделенные из государственной казны. Во второй половине XIX века к церкви пристроили необычное крыльцо. В 1929 году её закрыли и открыли здесь Дом крестьянина. После Великой Отечественной войны постройку отреставрировали и разместили в ней общежитие «кулька» — так смоляне называли культпросветучилище. Лишь в 1996 году её передали епархии. Ныне в здании работает Православная гимназия.

Улица Беляева состоит из двух отрезков. С первым мы познакомились, а вот второй практически проходит под Покровским, или как его называют в наши дни, Беляевским путепроводом. Этот отрезок в наши дни не представляет интереса, поэтому мы выйдем на соседнюю Ново-Ленинградскую (в прошлом Ново-Петербургскую, затем Ново-Петроградскую) улицу. Увы, и эта улица сейчас выглядит не особо привлекательно: предприятия, склады, торговые точки и масса припаркованных автомашин. Но не будем торопиться с выводами, ведь раньше она была главнее улицы, носящей ныне имя Беляева. Она вела к мосту над Днепром, по ней первоначально ходил трамвай из Заднепровья в центр. Есть на ней и достойные нашего внимания постройки: бывшие купеческие дома (№3,5,7,23), а также №19 — производственное здание конца позапрошлого века. По этой улице мы перейдём железную дорогу, чтобы осмотреть ещё одно здание. Его занимает один из вузов города, который смоляне по привычке называют железнодорожным институтом. Здание построили в 30-е годы прошлого века для Дворца культуры железнодорожников. Во время Великой Отечественной войны его большая часть была разрушена. Чудом уцелело только одно крыло, а в нём — библиотека. Позже к уцелевшей части сделали пристройку и открыли Дворец техники, а затем разместили вуз. Кстати, адрес этого здания: улица Беляева, 45. Хотя, его логичнее было бы отнести к Ново-Ленинградской улице.

Настало время отправиться на Колхозную площадь. В наши дни Колхозка — так называют площадь смоляне — крупнейший транспортный узел города, она оживлённая и шумная. Хотя такой и была всегда. Её прежнее название мы уже упоминали — Сенная. Оно указывает на то, что здесь велась торговля сеном. Среди горожан этот товар пользовался большим спросом, ведь многие из них держали не только лошадей, но и коров, коз, овец. Здесь же вели торговлю дровами. Вот как об этом вспоминает известный смоленский краевед Б.Н. Перлин (1914-2005):

«Горожане покупали дрова на Нижнем базаре. Их привозили крестьяне из ближних деревень, а в базарные дни и из отдалённых районов. Поэтому дрова стоили в эти дни дешевле. Продавали возами, с доставкой на дом. Бойкая торговля шла и зимой, но стоили дрова дешевле, чем летом. Тому было несколько причин. Во-первых, устанавливался хороший санный путь. Во-вторых, крестьяне имели больше свободного времени для заготовки дров в лесу с последующим вывозом их на базар. Рачительные хозяева в зиму заготавливали топливо для следующей зимы.

Покупка дров в семье была большим событием. Надо заметить, стоил этот товар не так уж дешево. Деньги для покупки накапливали. Потом хозяин и хозяйка шли вместе на базар. Дрова продавали колотые и чурбанами. Чурбаны обычно продавали крестьянки вдовы. Эти дрова стоили дешевле. Но не в каждой городской семье были хорошие дровоколы. Ценились дрова березовые, хорошим спросом пользовались сосновые, из ясеня и ольхи, на последнем месте — из осины. Так как осиновые стоили дешевле, то своего покупателя, точнее покупательницу, всегда имели. Стоимость дров устанавливалась в процессе покупки: сперва приценивались. торговались. Потом проверяли, нет ли подмеса. Это когда сверху береза, а в середине — осина. Если покупатели обнаруживали подмес, цену снижали. Окончательную цену купленных дров устанавливали с учетом расстояния от базара до сарая покупателя. Если покупали хозяин и хозяйка, то с мужиком ехал хозяин, а хозяйка оставалась на базаре, чтобы купить продукты.

После разгрузки купленных дров было принято пригласить крестьянина в дом и поднести ему стакан водки с соответствующей закуской, побеседовать о житье-бытье. Даже в нашей семье, в которой взрослых мужчин не было, а я еще был пацаном. Бабушка свято соблюдала этот обычай».

Думается. Что атмосферу того времени лучше и не передашь.

Интересно описывает сто с лишним лет назад рыночный день смолянин Г. Герасимов:

Как в дыму, поит в тумане
Ряд бесчисленных возов:
Семо, пес, телеги, сани.
Доски, тес и массы дров.
Словно тени, бродят лица,
Покупая материал:
Мещанин, кулак, «девица».
Кучер, дворник и «капрал».
Все, сливаясь в одну массу,
Нужный требуют товар…

На Сенной площади стояли большие весы, на которых за небольшую плату взвешивались объёмные товары. С западной стороны площадь замыкало красивое здание, принадлежавшее Смоленскому купеческому обществу. В нём размещались второе реальное училище имени Гоголя, открытое в 1883 году, и торговая школа. Также на площади находился торговый дом купцов Ланиных и несколько магазинов.

Здание Купеческого общества на Сенной площади
Здание Купеческого общества на Сенной площади

После революции площадь получила официальное название Заднепровская. Она сильно изменилась. В 1936 году здесь был построен крытый рынок (нынешний рынок «Заднепровский» возвели в 1971 году). Площадь перепланировали, вывесили указатели, где и чем торговать. Были изгнаны традиционные спутники старых базаров — игроки в рулетку и карты. Появились культурные развлечения. В читальне люди могли взять газеты и журналы, поиграть в шашки. Открыли справочное бюро, пункты первой помощи, консультации по юридическим и сельскохозяйственным вопросам. Устроили эстрадную площадку, на которой устраивались бесплатные концерты и представления. Работали столовая и чайная. В большом количестве в палатках продавали фруктовую воду и мороженое. Базар первых советских лет должен был показать достижения тружеников сельского хозяйства.

Строительство Колхозного рынка. Фото 30-х годов XX века
Строительство Колхозного рынка. Фото 30-х годов XX века

Во время войны были разрушены бывшие купеческие дома. Напротив крытого рынка фашисты установили виселицы для казни смолян. На них же после освобождения города казнили многих пленных фашистов.

После войны площадь называлась Нижне-Базарной, а в 1958 году она получила современное название. Вскоре снесли дом, до революции принадлежавший Смоленскому купеческому обществу, а в советское время, в котором размещались магазин, пекарня и школа №9. На его месте построили «высотку». Зато на площади разбили сквер.

Колхозная площадь. Зима 1982-го. СССР
Колхозная площадь. Зима 1982-го. СССР

И хоть он был не особо чистым, здесь любили коротать время в ожидании автобусов пассажиры находившегося тогда по соседству автовокзала. Многим смолянам памятна скульптура «Три колхозницы», стоявшая в сквере (1958, скульпторы К.Б. Пастернак, Л.Ф. Кулакова).

Памятник «Три колхозницы», фото 60-х годов XX века
Памятник «Три колхозницы», фото 60-х годов XX века

Как только не называли её в народе: «Три грации», «Три поросёнка», «Три вековухи» (памятник представлял собой трёх внушительного вида колхозниц с продуктами сельскохозяйственного производства: бидоном молока, снопами льна и поросёнком). Тем не менее, скульптура выполняла важную идеологическую функцию. Плита, помещённая на постаменте, содержала текст Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1958 года о награждении Смоленской области орденом Ленина за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве. К сожалению, времена меняются, как и наше отношение к своей же истории. В связи с этим вспоминаются слова из песни смоленского барда Юрия Солопонова «Прогулка по городу»:

Когда-то здесь Три грации стояли, как на страже,
Являясь гордым символом колхозного труда.
И от труда колхозного так отвратили граждан,
Что и колхоз и грации исчезли навсегда…

Скульптуру демонтировали в 1990-х годах, а в 2001 году ликвидировали и сквер. Площадь приобрела нынешний вид.


Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 6 [30] — декабрь 2017 / январь 2018

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: