Снова незаметно пролетело время. А это значит — нам пора отправиться в очередное путешествие по Смоленску. Героиня сегодняшней прогулки — улица Соболева — одна из самых длинных в городе. До революции на её месте с запада на восток тянулись три улицы: Армянская, Духовская и Окопная. В 1928 году их объединили в одну и назвали улицей 1 Мая, а в 1964 году присвоили имя революционера, одного из руководителей становления советской власти на Смоленщине Василия Захаровича Соболева. Многие скажут, что прогулка по этой улице никакого интереса не представляет, смотреть на ней нечего. Но, уважаемые читатели, надеемся, что вы убедитесь в противоположном. Итак, начнём.

В древности наша героиня была частью главной улицы Смоленска, поэтому представляет собой большой интерес для археологов. В 50-е годы прошлого столетия в начале улицы обнаружены остатки деревянной мостовой XI века с водосливами в виде желобов и берестяная грамота. Впоследствии грамот в Смоленске нашли 20, и в большинстве своём в начале улицы Соболева. После Великого Новгорода Смоленск стал вторым городом, где их нашли. Смоленские грамоты представляют собой фрагменты текстов: частных писем, документов, в основном связанных с хозяйственной деятельностью, также встречаются грамоты, относящиеся к духовной жизни. Большая часть грамот хранится в фондах Смоленского музея-заповедника, а несколько — в Историческом музее в Москве.

В 1988 году во время земляных работ в огороде одного из жителей был найден уникальный клад украшений и серебряных монет весом более 12 килограммов. Все предметы находились в берестяном туесе. В состав клада входили куски рубленого серебра разного размера и веса, выполнявшие в старину роль денег, а также более четырёх тысяч монет. В основном это монеты — динарии с надписями на латинском языке, весом около грамма каждая, чеканенные в Англии, Дании, Германии и Венгрии. Больше всего монет Лондонского и Кёльнского монетных дворов. Без сомнения, всё это принадлежало кому-то из богатых купцов и подтверждает факт активных торговых связей Смоленска с Западной Европой.

Вдоль улицы Соболева обнаружены и куда более существенные находки — руины каменных храмов XII века. В 1989 году рабочие наткнулись на остатки церкви, скрытые под слоем земли у дома №2 (фундамент и часть стен на высоту до 5 метров, сложенные из кирпича — плинфы). Остатки древних построек обнаружены и в других местах.

Начальный отрезок улицы нынешней Соболева (до улицы Тимирязева) проходит вдоль северного отрезка крепостной стены. Это и была в прошлом Армянская улица (за стеной у Днепра проходила Армянская набережная). Такое название появилось во второй половине XIX века и, вероятнее всего, связано с тем, что здесь стояли дома, лавки и кустарные мастерские, владельцами которых были армяне. Здесь наше внимание привлекут два объекта. Увы, о внешнем облике одного из них сейчас мы можем судить лишь по фотографиям. Речь идёт о часовне, стоявшей у перекрёстка с Большой Советской улицей (в прошлом

Троицкое шоссе) и построенной в честь победы над Наполеоном. А вот Одигитриевская церковь — главная достопримечательность начала улицы Соболева — сохранилась до наших дней.

Прежде на месте храма стояла главная башня крепостной стены — Днепровская (более старое название — Фроловская — от древней церкви Фрола и Лавра, находившейся рядом). Предполагают, что именно с неё и началось строительство крепости. Башня имела несколько ярусов, под кровлей размещалась смотровая площадка — «чердачок». Внутри висел набатный колокол. Позже над башней был установлен двуглавый орел — символ Российского государства, башню стали называть Царской. Через ворота башни проходила дорога на Москву.

Над воротами башни была установлена икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия», подаренная смолянам Борисом Годуновым к освящению крепостной стены в 1602 году (ныне находится в Успенском соборе).

Есть Икона Чудотворная
Над вратами у Днепра.
Риза вся на ней узорная,
Из литого серебра.
Д.П. Ознобишин. 1853 г.

Днепровскую башню, сильно пострадавшую во время войн и стихийных бедствий, в начале XVIII века разобрали. Оставили только её нижний ярус, над которым в 1727-1729 годах построили деревянную Одигитриевскую надвратную церковь, а в 1793-1800 годах её заменили на каменную. Согласно преданию, с балкона храма 6 августа 1812 года собственноручно стрелял по отступающим русским войскам Наполеон. В советское время в здании размещалось культпросветучилище (по-народному — «кулёк»), В наши дни здесь работает Смоленская православная гимназия.

В начале улицы Соболева находится Волкова башня крепостной стены. Своё название она получила, по всей видимости, от славянского слова «волглый», что значит, сырой, влажный, или же от бытовавшего на Смоленщине термина «волговище» — низменное место у реки. После этой башни крепостная стена отсутствует, прясла здесь разобрали из-за их ветхости ещё в 20-е годы позапрошлого века. А Лазаревская воротная башня (называлась по церкви святого Лазаря, находившейся рядом в древности), располагавшаяся здесь, была взорвана отступавшими французами 5 ноября 1812 года.

На месте Костыревской круглой башни первоначально стояла многогранная. Она была разобрана по ветхости в 1831 году. В 1833-1835 годах на её месте возвели новую, с изменённым внешним видом и меньшую по размерам. Строительство обошлось в 200 тысяч рублей — огромная по тем временам сумма! Император Николай I по этому поводу якобы произнёс знаменитую фразу, обращённую к наследнику престола: «Ну, брат Саша, кажется, в России только мы с тобой одни не воруем». Название башни — от башни старой деревянной крепости, стоявшей на этом месте и построенной «костром» (способ укладки брёвен). Второе, более привычное нам название — Красная — по цвету кирпича.

Между Волковой и Костыревской башней на берегу Днепра в наши дни расположено предприятие «Горводоканал». Прежде здесь находилась первая городская электростанция и трамвайное депо. И здесь стоит вспомнить историю появления в Смоленске этого вида транспорта, ставшего впоследствии символом города.

Идея обзавестись городской электрической железной дорогой, как тогда называли трамвай, появилась ещё в конце XIX века. В 1899 году городская Дума предоставляет Русско-бельгийскому обществу «Унион» концессию на строительство в городе электростанции и трамвая. У общества тут же появился конкурент (как без этого!). Несколько смоленских предпринимателей создали Смоленское электрическое общество, однако предпочтение было отдано экономически более мощному и, несомненно, авторитетному обществу «Унион». Был заключён договор, согласно которому оно строило электростанцию и трамвайные линии, получив за это монопольное право на продажу в городе электроэнергии на 40 лет (электрохозяйство было выкуплено городом в 1916 году).

Строительство электростанции и трамвая велось довольно активно. Рабочих набирали по всей России. Среди них был и революционер И.В. Бабушкин, живший на Духовской улице (в районе нынешней школы №1). Пуск трамвая состоялся 20 октября 1901 года. Вот что по этому поводу писала газета «Смоленский вестник»: «Местная хроника: сегодня около двух часов дня последует открытие трамвая для общественного пользования по линиям: Вокзал — Никольские ворота, Вокзал — Губернаторский пролом. Движение же на Покровскую гору начнётся через неделю». В первый день пассажиров, которых было хоть отбавляй, возили бесплатно. Затем установили стоимость проезда в 5 копеек. Ученики, если они были в соответствующей форме, платили по 3 копейки. Детей до пяти лет можно было везти бесплатно, «при условии, если они не занимают отдельного места». Труд вагоновожатых и кондукторов был очень тяжёлым, рабочие площадки были открытыми и не обогревались. Любопытный факт: до 1914 года водителями трамвая были только мужчины. Женщин стали принимать только в связи с первой мировой войной, когда многие представители сильной половины человечества ушли на фронт.

В связи со строительством трамвая городской Думе в январе 1901 года пришлось создать первые в истории города правила дорожного движения, ведь довольно шумные трамваи будут пугать лошадей, и это приведёт к неприятностям. Жителей города и крестьян, приезжающих в Смоленск, обязали подъезжать к центру города по второстепенным улицам и при этом вести лошадей под уздцы. Следить за выполнением этих правил обязали полицейских. Но их численность при этом необходимо было увеличить, что делать местные власти отказались. И правила остались лишь на бумаге.

Первое депо было маленьким — всего на 5 машин и на два места для ремонтных работ. Да и мощность первой электростанция была невелика. Ток вырабатывали две паровые машины, топившиеся дровами и приводившие в действие генераторы. Кстати, «Горводоканал» занимает в том числе и сохранившиеся постройки бывшего трамвайного депо, которое на нынешнее место переехало в 1963 году.

А теперь о том, как в Смоленске появился водопровод.

Долгое время смоляне обеспечивали себя водой из родников и колодцев. В связи с ростом города в конце XIX века воды стало не хватать. На протяжении 27 (!) лет городская Дума обсуждала вопросы водоснабжения. Наконец, в 1889 году городской глава А.П. Энгельгардт и инженер-технолог А.Г. Малеванный подписали договор о постройке городского водопровода. Ровно через год смоляне уже пили воду, подаваемую его первой очередью, строительство же обошлось городу в 70 тысяч рублей. Вода поступала в подземный резервуар по деревянным трубам и далее к так называемым «водохаткам», из которых отпускалась за определённую плату. Понятно, что далеко не все жители могли пользоваться водопроводом, а только те, кто жил в центре. Большая часть смолян по-прежнему брала воду из родников и колодцев.

Нам же пора в туры, где с улицей Соболева «встречается» улица Тимирязева. В прежние времена этот район назывался Крылошевским концом города (впервые упомянут в источниках в 1497 году). Здесь стояла одноимённая воротная башня крепости, разобранная ещё в 1784-1785 годах. Название происходит, вероятнее всего, от слова «клирик», то есть священнослужитель. Эта прослойка средневекового Смоленска традиционно селилась здесь. Высказывается и вторая версия: название этой части города — от слова «крыло», что и означает конец. А мы идём дальше по бывшей Духовской улице. Она проходила от крепостной стены до реки Рачевка.

Отсюда название этой местности — Рачевка, или Рачевское предместье.

Очередную остановку сделаем рядом с предвоенным зданием (последний этаж надстроен позже), занятым школой №1. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, о чём свидетельствует памятная доска. Когда-то здесь стояла деревянная церковь Святого Духа, от которой и прежнее название этого отрезка улицы Соболева. Н.В. Трофимовский в «Историко-статистическом описании Смоленской епархии», изданном в 1864 году, пишет о времени её строительства — вторая половина XVII века. Со временем храм обветшал и не мог полностью удовлетворить потребности прихожан, численность которых постоянно росла.

И в 1765 году стараниями известного в то время предпринимателя Ивана Борисовича Пискарёва рядом с деревянной возвели каменную церковь.

И.Б. Пискарёв — представитель одной из самых известных в Смоленске купеческих династий. Он продолжил торговые дела, начатые отцом Борисом Захаровичем, проживавшем в Рачевском предместье. Иван Борисович довольно рано начал как предпринимательскую, так и общественную деятельность. В 1745 году, в 26 лет, он уже занимал высокую должность — бургомистра Смоленского магистрата. В этой должности он оставался в течение 20 лет. И, будучи купцом первой гильдии и владельцем мануфактуры парусного полотна, он всегда последовательно отстаивал интересы городских предпринимателей. Но не всё так хорошо было в его личной жизни. В первом браке у него умирают трёхлетний сын и новорождённая дочь, а вскоре и супруга. В 1761 году Иван Борисович женился во второй раз. В этом браке за шесть лет на свет появилось пятеро дочерей. К несчастью, через три недели после рождения умер единственный сын, возможный наследник предпринимательских дел. Возможно, череда семейных несчастий и побудила И.Б. Пискарёва вложить средства в строительство церкви Рождества Богородицы. В 1767 году Пискарёв был избран жителями города кандидатом в депутаты законодательной комиссии, о создании которой объявила Екатерина II. Через четыре года предпринимателю присвоили чин титулярного советника, давший ему личное дворянство. А вскоре он сумел подняться до чина коллежского советника, став тем самым потомственным дворянином.

Новый храм имел три престола: главный, холодный — Рождества Богородицы, и два тёплых — во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Святого Духа. И хотя храмы принято называть по главному престолу, этот называли Духовским. Во время Отечественной войны 1812 года деревянная церковь сгорела полностью, а каменная была разграблена неприятелем и сожжена внутри (Рачевское предместье — место ожесточённого противостояния русской армии польскому корпусу армии Наполеона, 5 августа здесь погиб генерал Антон де Скалой, похороненный у подножия Королевского бастиона). Восстановленная, впоследствии она стала одним из крупнейших храмов Смоленска с количеством прихожан более 1700 человек. В советское время церковь была закрыта. В здании разместили Дом обороны, а затем склады молокозавода (предприятие тогда находилось напротив, на берегу Днепра). Здесь хранили сахар, соль и разложившийся жмых, отчего внутреннее убранство было утрачено. Уничтожили и церковное кладбище. В годы Великой Отечественной войны склад сгорел, а постройка стояла без окон и дверей. После того, как в 50-е годы обвалилась северная стена здания, её разобрали до основания. Ныне на месте бывшей церкви — спортивная площадка школы.

Напротив школы расположены корпуса чулочной фабрики. Предприятие обосновалось здесь с момента своего открытия в 1953 году. Его разместили тогда в сохранившемся трёхэтажном доме купцов Мачульских (о них нам ещё предстоит поговорить, знакомясь с историей улицы Кашена). Позже построили новые корпуса. Обратим внимание и на весьма оригинальный дом №28. Он построен в начале XX века для народной школы. В целом, Рачевка довольно любопытный район. И его история заслуживает отдельного разговора.


Автор: Николай Михайлович Сквабченков, член союза краеведов России;
Опубликовано в журнале «Тренд», № 4 [28] — август / сентябрь 2017

Поделитесь в социальных сетях

Комментариев нет

Оставить комментарий

Войти с помощью: